В своей статье «Не только наука: эмоции в процессе разработки исследовательского предложения» (Beyond the search process: Exploring the affective stages in developing a research proposal) исследователи Дана Аладем (Dana Aladem) и Саджад Рехман (Sajjad Rehman) рассматривают этапы возникновения эмоций, включенные в модель процесса поиска информации (ППИ), разработанную Кэрол Култау.

Кэрол Култау (Carol Kuhlthau) -- американский педагог и исследовательница; внесла большой вклад в изучение проблематики, связанной со школьным образованием и библиотеками, информационной грамотностью и информационно-поисковым поведением. Разработала модель процесса информационного поиска, получившую ее имя. Модель процесса информационного поиска Култау описывает чувства, мысли и действия на шести этапах поиска информации и представляет целостный опыт поиска информации с точки зрения человека, указывает на важную роль аффекта в процессе поиска информации и утверждает принцип неопределенности в качестве концептуальной основы для библиотечных и информационных услуг.

Авторы анализируют то, каким образом чувства влияют на каждый из 6 этапов разработки исследовательского предложения: (1) этап инициации, когда человек осознает недостаточность своих знаний, и у него возникает чувство неуверенности; (2) этап выбора, когда определена основная тема исследования, и человек испытывает оптимизм и готовность начать поиск; (3) стадию погружения, когда исследователь может почувствовать растерянность и разочарование результатами поиска; (4) этап формулирования, когда область поиска сужается, и возникает чувство уверенности; (5) этап сбора информации, когда ощущается ясность; и (6) последний этап, связанный с представлением результатов поиска, когда человек либо удовлетворен им, либо разочарован. Модель Култау заставляет убедиться в том, что чувство тревожности является естественным аффектом, сопровождающим те или иные этапы образовательного процесса, о чем необходимо помнить. Исследование построено на качественных методах. Использован метод преднамеренной выборки: в исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальных наук Университета Кувейта, обучающихся по специальности «информатика» и выбравших для изучения курс по методологии исследовательской работы. С ними проведены интервью, на основании которых получены данные о чувствах, восприятии и мнениях участников. Результаты исследования демонстрируют, как менялись эмоции студентов на различных этапах, соответствующих модели ППИ Култау. Данное исследование имеет большое значение с точки зрения перспектив изучения информационного поведения. Оно будет полезно самим студентам, а также их преподавателям и кураторам для осознания роли эмоций на различных этапах исследовательской работы учащихся и необходимости сопровождения этой деятельности.

  

УДК: 025.4.03

ГРНТИ: 20.23.19, 20.51.17; 12.41.55, 12.31.31

DOI: 10.29173/lirg818

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/818

В первом выпуске за 2023 г. журнала опубликована статья «Восприятие, использование и потребности в библиотечных ресурсах и услугах профессорско-преподавательского состава государственного исследовательского университета» (Faculty perceptions, use, and needs of library resource and services in a public research university). Авторы — Юнг Ми Скулас (Jung Mi Scoulas) и Сандра

• Есть ли статистически значимая разница между восприятием важности библиотечной поддержки преподавания и исследовательской деятельности представителями 5 научных дисциплин?

• Каковы различия в восприятии важности библиотечных ресурсов для преподавания и для исследовательской работы; как изменялось это восприятие со времени проведения предшествующих опросов профессорско-преподавательского состава (2017 и 2019 гг.) в сравнении с результатами опроса 2022 г.?

• Каковы варианты информационно-поискового поведения профессорско-преподавательского состава?

• Каким образом необходимо совершенствовать библиотечные ресурсы и сервисы в поддержку задач, решаемых профессорско-преподавательским составом (обучение, клиническая практика, научно-исследовательская деятельность)?

Исследование проводилось на базе Университета Иллинойса в Чикаго, единственного исследовательского университета штата. Всего в 16 колледжах вуза обучается 33000 студентов (22000 студентов бакалавриата, 11000 магистрантов и студентов специалитета). Результаты исследования показали, что онлайновые журналы, базы данных и межбиблиотечный абонемент (МБА) считаются большинством преподавателей наиболее важными ресурсами с точки зрения их преподавательской и научно-исследовательской деятельности и клинической работы. Кроме того, представители общественных дисциплин считают помощь отраслевого библиотекаря более важной, чем представители физических наук. Тремя главными стратегиями, к которым прибегают преподаватели, столкнувшись с недоступностью публикации в университетской библиотеке являются поиск бесплатной онлайн-версии, получение ее по МБА или через Google Scholar. Результаты исследования помогут университетским библиотекам лучше понять потребности научно-исследовательского сообщества. При регулярном проведении подобного опроса можно отслеживать изменения и осуществлять стратегические перемены, касающиеся библиотечных ресурсов и сервисов. Представлен обширный статистический материал.

  

УДК: 027.7(737.311.2)+025.5:378.4(737.311.2)

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15.31; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102630

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200146X