Библиотекарь Национальной библиотеки Шотландии Сара Эймс (Sarah Ames) в статье «Платформа предоставления открытых данных Data Foundry в Национальной библиотеке Шотландии. Прозрачность, история происхождения и фонды как данные» (Transparency, provenance and collections as data: the National Library of Scotland’s Data Foundry) говорит о том, что «фонды как данные» стали основным направлением деятельности библиотек в последние годы. В статье представлен пример работы, проводимой в Национальной библиотеке Шотландии, по открытому и прозрачному представлению коллекций в виде данных - от создания новой службы по цифровым научным данным до рабочих процессов и онлайн-презентации этих данных. Рассматриваются изменения в существующих процессах, необходимых для создания Data Foundry, платформы предоставления открытых данных Национальной библиотеки Шотландии, и исследуются практические проблемы представления коллекций в виде данных в Интернете открытым, прозрачным и последовательным образом.

  

УДК: 02:004+024

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.18352/lq.10371

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10880

В настоящее время алгоритмическое управление широко применяется для снижения информационной нагрузки в различных веб-сервисах, таких как онлайн-платформы для покупок и развлечений или социальные сети. Рекомендательные системы сокращают объем информации, которую платформа отображает пользователю, однако то, каким образом контент отбирается алгоритмом, варьируется в зависимости от платформы, постоянно меняется и часто защищено коммерческой тайной. Такая система фильтрации контента получила распространение также и в научных социальных сетях, таких как ResearchGate.net и Academia.edu. Коллектив авторов – Лусиана Монтейро-Кребс (Luciana Monteiro-Krebs), Биеке Заман (Bieke Zaman), Соня Элиза Кареньято (Sonia Elisa Caregnato), Дэвид Гертс (David Geerts), Висенте Грасси-Фильо (Vicente Grassi-Filho) и Ньи-Ньи Хтун (Nyi-Nyi Htun) – в статье «Выявление алгоритмических механизмов научных социальных сетей, вызывающих искажения и предубеждения» (Trespassing the gates of research: identifying algorithmic mechanisms that can cause distortions and biases in academic social media) представляют социально-технический анализ рекомендательных систем платформы ResearchGate с использованием метода пошагового руководства. Платформа ResearchGate выбрана благодаря ее популярности среди исследователей и широкому охвату пользователей. Это исследование – часть проекта «Алгоритмическое посредничество в научных социальных системах» (Algorithmic Mediation in Academic Social Systems, AMASS); оно является продолжением ранее опубликованной научной работы, посвященной коммуникации между платформой и пользователями.

Сбор данных был проведен в сентябре 2019 г.; процедура анализа состояла из трех этапов. На первом этапе были определены все коммуникативные элементы интерфейса (метки контента), так или иначе связанные с рекомендациями. Второй этап (анализ интерфейса) включал в себя подробное изучение сущностей, участвующих в формировании рекомендаций и их соответствующих (видимых) атрибутов. Авторы статьи определили шесть основных сущностей: исследователь, публикация, исследовательский проект, карьерный уровень и ученая степень, вопросы пользователю и учреждение. Также был определен 21 атрибут, используемый платформой ResearchGate для составления рекомендаций контента, и выделены потенциальные предубеждения, которые порождаются системами рекомендаций или усиливаются ими, включая те, что связаны с выбором платформы, расстановкой приоритетов, влиянием аудитории, передачей данных и профилированием. На третьем этапе авторы изучили условия пользования ResearchGate в поисках информации о модерации контента и формировании RG Score, одного из наиболее важных показателей на платформе. Эта метрика отображается рядом с именем каждого исследователя в интерфейсе и важна для рекомендаций, поскольку устанавливает «репутацию исследователя» на платформе. В логике платформы при выборе эксперта возможно возникновение эффекта Матфея, поскольку платформа в значительной степени учитывает репутацию исследователя как одного из факторов рекомендаций.

Термин «эффект Матфея» был введен американским социологом Робертом Мертоном для описания феномена накопленного преимущества, когда выдающийся ученый часто получает больше признания, чем сравнительно неизвестный исследователь, даже если их работы равнозначны. Эффект выражается также в том, что заслуга в совместной работе присваивается самому известному ученому, независимо от порядка упоминания авторов в статье, запускается автокаталитический процесс, и таким образом этот ученый становится еще более известным.

  

УДК: 316.74:001.8

ГРНТИ: 12.21.65; 19.31; 12.41.55

DOI: 10.1108/OIR-01-2021-0042

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-01-2021-0042/full/html

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145