Мэттью Вайрик Джонсон (Matthew Weirick Johnson) и Меджи Лэшер (Meggie Lasher) представляют статью «Серия семинаров для сообщества в области библиотечно-информационных наук » (The Community Workshop Series: A Case Study for Community-Engaged Learning in LIS). Уже более десяти лет Университет Северной Каролины (University of North Carolina, UNC) в Чэпел Хилл проводит серию семинаров по обучению цифровой грамотности и компьютерным технологиям для местного сообщества. Это партнерская инициатива Университета Северной Каролины и публичных библиотек. Авторы статьи, студенты Школы информатики и библиотековедения, являются координаторами данной программы. Они рассматривают ее в контексте существующих публикаций по вопросам цифровой и информационной грамотности, а также с точки зрения взаимодействия с сообществом и своего собственного опыта как студентов, оценивая пользу программы и аналогичных проектов для подготовки библиотечных профессионалов, поддержки потребностей местного сообщества и расширения функционала публичных библиотек. После общего обзора программы авторы представляют исследование, в котором уделено внимание этапу разработки серии семинаров, ее реализации, а также практическим рекомендациям по подготовке аналогичных проектов, а также приводят дополнительные материалы и документы, которые помогут в создании других библиотечно-информационных программ с участием местных сообществ.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0045

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798022

Паула Очоа (Paula Ochoa), Пауло Силва (Paulo Silva), Сюзана Сильвестре (Susana Silvestre) представляют свою статью «Всемирное кафе Алькантра: сеть публичных библиотек Лиссабона и местные сообщества в партнерстве с Университетом NOVA» (Alcântara World Café: Lisbon Public Libraries Network and NOVA University Partnership within Communities’ Processes of Participation). В 2018 г. Новый университет Лиссабона, Португалия, (NOVA FCSH) и муниципалитет Лиссабона заключили партнерское соглашение о совместных исследованиях, связанных с работой сети публичных библиотек Лиссабона. Один из партнерских проектов реализован в форме «Всемирного кафе» — это инициатива самой сети библиотек и магистерской программы Университета NOVA по подготовке специалистов по управлению информацией. В статье представлены первые результаты работы и обсуждаются вопросы приведения в соответствие организационных стратегий и исследовательской работы в обеих сферах в процессе сбора данных, продвижения и защиты новой модели библиотечного обслуживания — «Кафе Алькантра», — базирующейся на сотрудничестве между библиотеками и их сообществами. Эта модель призвана способствовать реализации Стратегической программы «Библиотека XXI» (2012), разработанной муниципалитетом Лиссабона. Интегрированный подход позволил реализовать модель в 3 измерениях, учитывающих видение библиотеками потребностей своих читателей, участие заинтересованного местного сообщества в деятельности кафе Алькантра и стратегический анализ библиотечно-информационного обслуживания с привлечением к дискуссии студентов и использованием методов коллективной оценки.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0047

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798024

Паула Очоа (Paula Ochoa), Пауло Силва (Paulo Silva), Сюзана Сильвестре (Susana Silvestre) представляют свою статью «Всемирное кафе Алькантра: сеть публичных библиотек Лиссабона и местные сообщества в партнерстве с Университетом NOVA» (Alcântara World Café: Lisbon Public Libraries Network and NOVA University Partnership within Communities’ Processes of Participation). В 2018 г. Новый университет Лиссабона, Португалия, (NOVA FCSH) и муниципалитет Лиссабона заключили партнерское соглашение о совместных исследованиях, связанных с работой сети публичных библиотек Лиссабона. Один из партнерских проектов реализован в форме «Всемирного кафе» — это инициатива самой сети библиотек и магистерской программы Университета NOVA по подготовке специалистов по управлению информацией. В статье представлены первые результаты работы и обсуждаются вопросы приведения в соответствие организационных стратегий и исследовательской работы в обеих сферах в процессе сбора данных, продвижения и защиты новой модели библиотечного обслуживания — «Кафе Алькантра», — базирующейся на сотрудничестве между библиотеками и их сообществами. Эта модель призвана способствовать реализации Стратегической программы «Библиотека XXI» (2012), разработанной муниципалитетом Лиссабона. Интегрированный подход позволил реализовать модель в 3 измерениях, учитывающих видение библиотеками потребностей своих читателей, участие заинтересованного местного сообщества в деятельности кафе Алькантра и стратегический анализ библиотечно-информационного обслуживания с привлечением к дискуссии студентов и использованием методов коллективной оценки.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0047

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798024

В статье старшего библиотекаря отдела консультирования и обучения Силезской библиотеки в Катовице (Польша) Магдалены Гомулки (Magdalena Gomułka) «Развитие интернета в польских библиотеках» (Growth of the Internet in Polish Libraries) освещаются важные аспекты развития сети Интернет в польских публичных и университетских библиотеках. Автор рассказывает о том, что повлияло на степень оснащения библиотек компьютерами, ноутбуками, сканерами и фотоаппаратами, и отмечает, что важную роль в расширении сети доступа в интернет сыграли проекты, поддерживаемые министерствами, фондами, неправительственными организациями и телекоммуникационными компаниями. В статье также представлены статистические данные, касающиеся компьютеров, доступа в интернет, Wi-Fi и широкополосных сетей в библиотеках. Приводится краткое описание реализованных инициатив по обучению цифровым навыкам, организованных библиотекарями и для библиотекарей.

  

УДК: 027.7(438):004.77

ГРНТИ: 13.31.91; 19.31

DOI: 10.1080/10572317.2022.2057771

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2022.2057771

В сентябре журнал Library Journal продолжил публикацию обзоров компании Ex Libris. Очередной материал вышел под заголовком «Пять вопросов, которые поднимут библиотеку на новый уровень, часть 2: подвижность и адаптация» (Five Questions That Can Elevate Your Library - Part 2: Agility and Adaptation) без указания автора.

В первой части затрагивались вопросы эффективности библиотечного обслуживания в ситуации сокращения бюджетов и нестабильности. Во второй части рассмотрены технологические решения для оптимизации управления библиотеками, построенные на открытости систем и использовании облачных сервисов. Подвижность и адаптация к переменам — важные условия выполнения библиотеками своей миссии. Характеризуются тенденции и продукты, связанные с использованием SaaS (программное обеспечение как услуга), аналитики, открытых приложений, а также с цифровизацией. Важным моментом является вовлечение научного сообщества в процессы информационно-библиотечной поддержки науки и образования. Охарактеризованы соответствующие продукты и решения компании Ex Libris. Многие технологические тенденции в управлении библиотеками — такие как миграция в облако, экстенсивное использование электронных ресурсов, кастомизация и гибкость, —были очевидными еще до пандемии COVID-19, которая значительно ускорила ход перемен, потребовала большей открытости от библиотек и в целом оказала на них существенное влияние.

В этих условиях многие библиотеки обратились к SaaS-решениям. Они обеспечивают подвижность и адаптируемость библиотек, позволяют им экспериментировать, осваивая новые, более эффективные методы и технологии. Так, унифицированная облачная платформа Ex Libris Higher Ed Platform охватывает такие продукты, как система управления библиотекой Alma, служба комплектования учебных материалов Leganto, система научной-исследовательской информации Esploro, система МБА Rapido, дискавери-сервисы Primo и Summon. Эта универсальная платформа позволяет библиотекам использовать модель SaaS в обучении и образовании, обеспечении научно-исследовательской деятельности, развитии новых сервисов. Университетские библиотеки не могут обойтись без аналитики, которая позволяет находить пути повышения эффективности деятельности библиотеки, обеспечивает ее прозрачность, демонстрирует ценность и роль библиотеки в академическом процессе. На основе аналитических данных строится бюджет, принимаются стратегические и практические решения, касающиеся как библиотеки, так и университета в целом (например, включение в учебные программы дополнительных курсов).

Цифровизация университетских библиотек уже шла полным ходом, и велось интенсивное комплектование электронными документами, однако именно приход пандемии 2020-2021 гг. заставил библиотеки буквально в считанные дни переключиться на обслуживание почти исключительно электронными ресурсами. Так, система МБА Ex Libris RapidILL позволила быстро перейти на полностью онлайновое обслуживание, изъять печатные материалы из рабочих потоков, адаптировать правила МБА к цифровой модели функционирования.

Открытые приложения являются, как правило, коммерческим продуктом, что означает, что провайдер обеспечивает контроль за их изменениями и качеством, а также оказывает пользовательскую поддержку. На основе наборов интерфейсов прикладного программирования API библиотеки могут разрабатывать свои собственные приложения с учетом необходимой им функциональности, оптимизируют рабочие потоки, интегрируются с другими системами. Библиотеки-клиенты Ex Libris имеют возможность тестировать свои адаптированные версии в сети разработчиков Ex Libris Developer Network. Вокруг открытых решений формируется сообщество пользователей, которые делятся идеями и версиями, общаются с разработчиками, получают от них советы.

  

УДК: 027.7(73):004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.55; 20.51; 19.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/five-questions-that-can-elevate-your-library---part-2-agility-and-adaptation-lj220901

В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3

В статье «Библиотечно-информационное сообщество на форумах Reddit» (Reddit use in the LIS community) авторы, Юэ Минг (Yue Ming), Мириам Маттесон (Miriam L. Matteson) и Цинчен Сан (Jingchen Sun), поднимают тему профессиональной коммуникации в социальных сетях. Исследователями проанализированы онлайн-сообщения (посты) на трех подфорумах веб-сайта Reddit (https://www.reddit.com/) за период 2005-2019 гг. Reddit входит в число 20 наиболее посещаемых веб-сайтов мира. Он основан в 2005 г. как платформа социальной сети, где пользователи могут размещать свой контент: тексты, изображения, видео, гиперссылки, — также общаться между собой. В фокусе исследователей оказались 3 подфорума, связанные профессиональной библиотечной тематикой обсуждений. При помощи приложения Pushshift было найдено 17049 постов. Использовались как ручные, так и компьютеризированные методы кодирования для выявления их лингвистических характеристик, а также спецификации проблематики контента. Для анализа зависимости между психологическими и эмоциональными характеристиками постов и соответствующей вовлеченности пользователей использовалась модель множественной линейной регрессии. Результаты исследования показали, что в большинстве постов (64,59%) не упоминается тип библиотечно-информационной организации, к которой принадлежит пользователь, а в том небольшом подмножестве, где это все же делается, преобладают публичные и университетские библиотеки (13,80% и 6,59% соответственно). «Библиотечное обслуживание и пользование сервисами» – наиболее популярная тема (39,95%), за которой следуют «библиотечные специальности и библиотечные виды деятельности» (19,18%) и «книги» (6,30%). Психологические характеристики оценивались по шкале эмоциональных тонов, шкале достоверности, шкале влиятельности, шкале критичности. Эти характеристики вкупе с использованием слов, указывающих на эмоциональные процессы, тревогу, социальные процессы, причинно-следственные связи, временной период, в значительной степени связаны с вовлеченностью пользователей в процесс обсуждения. Данное исследование является еще одним шагом к теоретическому осмыслению социальной идентичности и вовлеченности в социальные сети в контексте онлайн-общения библиотечно-информационного сообщества. В статье представлены основные темы и вопросы обсуждений, касающиеся библиотечно-информационной сферы, а также даны практические предложения по выстраиванию стратегии вовлечения библиотечно-информационных специалистов в профессиональное онлайн-общение в социальных сетях.

  

УДК: 004.774:02+021.4:004.738

ГРНТИ: 13.31.19; 19.31

DOI: 10.1177/09610006211052084

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211052084

Статья Лео Ло (Leo S. Lo), Джейсона Коулмана (Jason Coleman) и Лис Пэнкл (Lis Pankl) «Коллегиальность и постоянный контракт: результат национального опроса, проведенного среди специалистов университетских библиотек США» (Collegiality and tenure: Results of a national survey of academic librarians) касается вопросов компетенций и сферы ответственности специалистов университетских библиотек. В частности, авторы говорят о корректности использования понятия «коллегиальность» и связанных с ним конструктов как фактора, влияющего на карьерный рост университетских библиотекарей. Их функциональные обязанности сами по себе подразумевают многовекторное сотрудничество как с библиотечными коллегами, так и с преподавателями и учеными университета. Признав центральную роль коммуникации и кооперации в работе специалистов, можно предположить, что осознание и реализация работником принципа коллегиальности должны каким-либо образом влиять на решение о бессрочном контракте. Проведен опрос университетских библиотекарей, призванный прояснить их оценку того влияния, которое коллегиальность влияет на срок службы библиотекарей в их организации. Всего было опрошено 165 библиотекарей. Было, в частности, обнаружено, что 1) приблизительно 55% респондентов, в документах чьих организаций упомянута концепция «коллегиальности», считают, что имеют о ней правильное представление; 2) приблизительно 42% респондентов считают, что коллегиальность должна быть включена в документы организации, определяющие условия карьерного продвижения и назначения контрактных сроков.

  

УДК: 023.5 + 331.54:02

ГРНТИ: 13.31.16, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102589

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001057

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145