В статье Криса Ритцо (Chris Ritzo), Колина Райнсмит (Colin Rhinesmith), Тье Тьяна (Jie Jiang) «Возможности библиотечных широкополосных систем для оценки доступности знаний и пропускной способности» (Measuring Library Broadband Networks to Address Knowledge Gaps and Data Caps) представлены результаты трехлетнего исследования в рамках проекта, профинансированного американским Институтом музейного и библиотечного обслуживания. Авторы предлагают методы качественной оценки, позволяющие определить способность широкополосных систем, используемых в публичных библиотеках, поддерживать онлайновые приложения и социальную и техническую инфраструктуру, которая вошла в единое цифровое пространство США (National Digital Platform). Проведенное исследование призвано восполнить пробел в информации о скорости интернет-соединения и качестве онлайновых сервисов публичных библиотек. Представлен широкий обзор публикаций по данной проблематике, в частности, работ, посвященных роли публичных библиотек в обеспечении цифрового равенства, а также анализу пропускной способности библиотечных сетей широкополосного доступа. Отмечено, что многочисленные предшествующие исследования позволили выявить ожидания клиентской аудитории и задачи, связанные с использованием широкополосных сетей. Между тем масштабные лонгитюдные исследования (с изучением объекта на протяжении длительного периода) с получением данных по характеристикам скорости и качества обслуживания на базе широкополосных сетей в локальных публичных библиотеках не проводились. Для оценки этих характеристик библиотекам предлагается использовать измерительный инструментарий этих сетей. Собраны качественные данные по системе широкополосного доступа с открытым исходным кодом, развернутой в 30 публичных библиотеках США. Представлены результаты качественного анализа данных, которые доказывают, что получение таких данных на местном уровне позволит библиотекам оценить собственную работу, свои интернет-сервисы, информированно решать проблемы взаимодействия с пользователями и провайдерами. Результаты исследования адресованы научным работникам, практикам, ответственным чиновникам органов управления библиотечным делом как реальные данные по библиотечным широкополосным сетям, скорости и качестве обслуживания в библиотеках с использованием широкополосного доступа в Интернет, а также как отражение одного из аспектов проблемы обеспечения цифрового равенства.

  

УДК: 004.8:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 20.51

DOI: 10.6017/ital.v41i3.13775

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13775

Кэти Уилсон (Katie Wilson), Люси Монтгомери (Lucy Montgomery), Кэмерон Нейлон (Cameron Neylon), Чун Кай Хван (Chun-Kai Huang) и Ребекка Хэндкок (Rebecca N. Handcock) представляют статью «Инициатива университета Кертина в области открытых знаний. Обмен данными об эффективности научно-исследовательской деятельности» (The Curtin Open Knowledge Initiative. Sharing data on scholarly research performance). В современном мире конкуренция университетов как полноправных участников рынка носит глобальный характер, что подразумевает их участие в международных рейтингах и оценку соответствия их деятельности универсальным критериям. Несмотря на неоднозначность методологии и источников, используемых для выстраивания таких рейтингов, университеты продолжают пользоваться методами анализа и оценки, в соответствии с которыми ученые обязаны публиковаться в журналах, индексируемых крупными коммерческими библиографическими базами данных, к которым обращаются международные рейтинги. Ограничения, накладываемые библиометрическими методами и принципами построения рейтингов, побудили ученых из университета Кертина (Австралия) выступить с Инициативой в области открытых знаний (Curtin Open Knowledge Initiative). Это междисциплинарный исследовательский проект, направленный на сбор и анализ научно-исследовательских данных из многочисленных открытых источников в более чем 20000 институтах мира; к этим данным, в том числе, относятся результаты научных исследований, находящиеся в открытом доступе. Чтобы определить, кем создано знание и каким образом при его создании реализован принцип многообразия, авторы анализируют демографические данные по специалистам, работающим в этих институтах. В статье представлено обсуждение целесообразности проекта и его методологии, приведены примеры анализа данных, позволяющего университетам проводить независимую оценку, в том числе оценивать те или иные рейтинги и участвовать в создании открытых знаний и обмене ими. Статья гораздо шире освещает данные вопросы, чем презентация Инициативы, состоявшаяся на Онлайн-конференции LIBER 2021: обсуждаются также вопросы сотрудничества с университетскими библиотеками и иными участниками научной коммуникации с целью создания и распространения открытых знаний.

  

УДК: 027.7 + 002.1-021.341:001.83

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.51

DOI: 10.53377/lq.11544

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11544

Лесса Кананьопуа Пелайо-Лозада (Lessa Kanani’opua Pelayo-Lozada), автор статьи «Глобальное влияние. От общих профессиональных ценностей – к коллективному действию» (A Global Impact. Transforming shared professional values into collective action), привлекает внимание к общим проблемам и задачам библиотечного сообщества. Эти вопросы были озвучены и обсуждались, в том числе, на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA WLIC), состоявшемся в Дублине (Ирландия) в июле 2023 г., а также на Международной библиотечной конференции и книжной ярмарке в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) в ноябре 2022 г.

В последние несколько лет мы имели возможность убедиться в том, насколько все в нашем мире взаимосвязано. Несмотря на различия в государственном строительстве, ценностях, экономических характеристиках, у всех нас одни и те же человеческие потребности и проблемы. Об общих задачах в экологии говорила на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе IFLA WLIC бывший президент Ирландии Мэри Робинсон. В своей речи на Конгрессе она подчеркнула, что проблемы, связанные с изменением климата, затрагивают население планеты неодинаково, и указала на пять аспектов, характеризующих эту «несправедливость»: расовый, гендерный, межпоколенческий, технологический, природный. Она подчеркнула не только моральный императив, заставляющий говорить об этих проблемах, но и практическую неизбежность диалога на эти темы. Если не предпринимать никаких шагов и не действовать коллективно, мир не станет таким, о каком мы мечтаем, и, возможно, в таком мире не будет места библиотекам.

На конференции в Шардже состоялось множество презентаций, посвященных, в частности, проблемам дезинформации о пандемии COVID-19 и вакцинации, обучению информационной грамотности школьников в гибридной образовательной среде и защите библиотечной профессии. Тематика докладов, представляемых на международных форумах и в профессиональных изданиях, позволяет убедиться в том, что, несмотря на географическую разделенность, библиотечное сообщество решает одни и те же или во многом схожие задачи, поэтому обмен мнениями и опытом в международном масштабе мотивирует к коллективным действиям. То, что происходит на уровне местного сообщества, значимо для региона, страны, мира, – в качестве примера автор ссылается на деятельность Комитета по устойчивому развитию Американской библиотечной ассоциации и Подкомитета по целям устойчивого развития Комитета по международным отношениям ООН. Профессиональные ценности и стандарты являются общими для библиотекарей всего мира.

  

УДК: 02:061.1(100) + 023.5(100)

ГРНТИ: 13.31.11

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/05/01/a-global-impact/

Интересная инициатива библиотеки Университета Макьюэна (Эдмонтон, провинция Альберта, Канада) раскрывает новые возможности и роли академической библиотеки как структурного подразделения вуза. Об этом рассказано в статье Мартины Кинг (Martina King) и Линдси Уилсон (Lindsey Whitson) «Новый подход к материальной помощи студентам для преодоления цифрового неравенства: библиотечно-университетская программа дотаций на приобретение ноутбуков» (Bursaries Reimagined: Addressing Digital Inequity through a Library-Led, University-Wide Laptop Bursary Program). Экстренный переход учащихся вузов к онлайн-обучению в начале 2020 г. усугубил проблемы студентов, не имеющих современных электронных устройств и надежного Интернет-соединения. В самом начале пандемии библиотека Университета Макьюэна предоставляла в прокат ноутбуки на 4-месячный срок, однако скоро стало очевидно, что этого недостаточно. Проведя консультации со студентами и профессорско-преподавательским составом, библиотека нашла возможность предоставлять студентам дотации на приобретение ноутбуков через университетскую программу поддержки технологий (фонд, формируемый из студенческих выплат и имеющий целью поддержку студенческих технологических проектов — Student Technology Fee). Дотационный проект был запущен в пилотном варианте в первом квартале 2022 г., а в четвертом квартале он был распространен на университет в целом. Вполне вероятно, что проект этот не будет долгим, но, тем не менее, можно говорить о его положительных результатах: это коммуникация и рабочие связи между библиотекой и подразделением финансовой поддержки студентам, признание возможностей, вытекающих из сотрудничества отраслевых библиотекарей университета и представителей различных учебных программ и факультетов. В статье продемонстрирована актуальность подхода и вклад проекта в реализацию принципов равенства и доступности информации. Авторы подчеркивают соответствие инициативы миссии библиотеки и ее ценность в рамках обслуживания, ориентированного на пользователя-студента. Авторы видят перспективы в распространении подобных программ и на другие сферы университетской жизни — например, на поддержку студентов, имеющих детей. Ценность инициативы состоит в творческом подходе к использованию имеющихся ресурсов и внутриуниверситетском сотрудничестве, а в целом — в обеспечении цифрового равенства и качественного образования.

  

УДК: 004:025.5 + 021.1:004 + 364.4-787.7

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.21

DOI: 10.1080/10572317.2023.2198877

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2023.2198877?af=R

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145