В майском номере журнала старший редактор колонки «Технологии» Мэтт Энис (Matt Enis) традиционно публикует обзор тенденций в библиотечных сервисах. На этот раз обзор под названием «Университетским библиотекам нужны аналитические инструменты, но более простые и менее дорогие» (Academic Librarians View Analytics as Vital, but Want Less Expensive, Easier Tools) посвящен инструментам аналитики и базируется на опросе библиотекарей, проведенном в национальном масштабе журналом Library Journal совместно с издательством EBSCO. Всего к исследованию было привлечено 196 специалистов университетских библиотек США. Девяносто шесть процентов опрошенных подтвердили, что аналитика помогает лучше понять, каким образом студенты, преподавательский состав, ученые взаимодействуют с библиотекой, а 85% указали, что аналитические данные позволяют продемонстрировать ценность библиотечных ресурсов руководству учебных заведений. Чрезвычайно значимой респонденты (82%) признали аналитику для развития онлайновых сервисов и электронных коллекций. В категорию «чрезвычайно важных» также попали: справочно-библиографическое обслуживание и обучение (65%), метрики успеваемости и результативности обучения (54%), печатные фонды (43%), использование материально-технических ресурсов (40%), открытый доступ и научная коммуникация (28%), показатели продуктивности профессорско-преподавательского состава (19%). Были названы барьеры, затрудняющие сбор данных, не последние из которых – дороговизна аналитических инструментов (68%) и их сложность (54%). Респонденты обозначили также будущие направления применения аналитических данных.

С результатами опроса можно познакомиться бесплатно: https://storeapi.libraryjournal.com/magento2-ib/customform/form.php?name=Analytics-Key-Role-Campus-Library-Operations.

  

УДК: 027.7:303.7

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51.17

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/academic-librarians-view-analytics-as-vital,-but-want-less-expensive-easier-tools

Следуя современным глобальным тенденциям Четвертой промышленной революции, научно-исследовательские институты и коммерческие организации по всему миру разрабатывают новые учебные программы для подготовки специалистов по дисциплинам, связанным с большими данными, аналитикой, управлением и курированием данных. Профессор кафедры библиотечно-информационных наук Университета Айн-Шамс (Каир, Египет) Махмуд Шериф Закария (Mahmoud Sherif Zakaria) в статье «Образовательные программы в области науки о данных в учебных заведениях Ближнего Востока: обзорное исследование» (Data science education programmes in Middle Eastern institutions: A survey study) рассказывает о текущем состоянии преподавания науки о данных в ближневосточном регионе. В исследовании проанализированы 48 образовательных программ академических учреждений из тринадцати стран. Автор установил четыре критерия для включения программы в настоящее исследование. Во-первых, в исследование вошли программы, предполагающие получение академической степени, такой как профессиональный диплом, степень бакалавра, магистра или доктора наук. Во-вторых, программы должны быть релевантны следующим трем поисковым запросам в Google: «образование в области науки о данных», «обучение аналитике данных» и «программы в области науки о данных». В-третьих, в названии программы должны фигурировать термины «данные» или «аналитика». Наконец, для исследования были выбраны программы, на веб-сайтах которых представлена достаточная информация о целях, курсах, учебных планах и часах.

Как показало исследование, больше всего (37,5%) программ предлагают страны Персидского залива (Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и Саудовская Аравия). Среди них больше всего программ (восемь) по науке о данных – в учебных заведениях Саудовской Аравии. В частности, в связи со стремлением правительства Саудовской Аравии заложить фундамент для продвижения экономики, основанной на знаниях, и поддержать планы цифрового преобразования страны, Университет принцессы Нуры бинт Абдулрахман — крупнейший университет для женщин в мире — учредил в сотрудничестве с Дублинским городским университетом (Ирландия) степень магистра компьютерных наук для саудовских женщин.

Автор статьи представляет общий обзор текущей ситуации в образовании в области науки о данных на Ближнем Востоке и предлагает некоторые рекомендации. Поскольку наука о данных имеет междисциплинарный характер, учебные программы должны формировать базовые знания в сфере информационных наук с акцентом на статистику, машинное обучение, визуализацию и интеллектуальный анализ данных. Рекомендуется также учитывать рынок труда, с тем чтобы количество выпускников академических учреждений соответствовала потребности в аналитиках и специалистах по данным. Автор предлагает направления для будущих исследований – например, изучение роли библиотекарей в продвижении науки о данных; преподавание этики этой дисциплины и изучение информационной грамотности; влияние пандемии COVID-19 на образование в области науки о данных во всем мире. Автор отмечает, что материалы исследования могут быть использованы для разработки новых или развития уже существующих образовательных программ как на уровне бакалавриата, так и на уровне последипломного образования.

  

УДК: 37.016:004.6

ГРНТИ: 20.01.45, 20.23; 14.91; 13.31.21

DOI: 10.1177/03400352221113362

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221113362

В сентябре журнал Library Journal продолжил публикацию обзоров компании Ex Libris. Очередной материал вышел под заголовком «Пять вопросов, которые поднимут библиотеку на новый уровень, часть 2: подвижность и адаптация» (Five Questions That Can Elevate Your Library - Part 2: Agility and Adaptation) без указания автора.

В первой части затрагивались вопросы эффективности библиотечного обслуживания в ситуации сокращения бюджетов и нестабильности. Во второй части рассмотрены технологические решения для оптимизации управления библиотеками, построенные на открытости систем и использовании облачных сервисов. Подвижность и адаптация к переменам — важные условия выполнения библиотеками своей миссии. Характеризуются тенденции и продукты, связанные с использованием SaaS (программное обеспечение как услуга), аналитики, открытых приложений, а также с цифровизацией. Важным моментом является вовлечение научного сообщества в процессы информационно-библиотечной поддержки науки и образования. Охарактеризованы соответствующие продукты и решения компании Ex Libris. Многие технологические тенденции в управлении библиотеками — такие как миграция в облако, экстенсивное использование электронных ресурсов, кастомизация и гибкость, —были очевидными еще до пандемии COVID-19, которая значительно ускорила ход перемен, потребовала большей открытости от библиотек и в целом оказала на них существенное влияние.

В этих условиях многие библиотеки обратились к SaaS-решениям. Они обеспечивают подвижность и адаптируемость библиотек, позволяют им экспериментировать, осваивая новые, более эффективные методы и технологии. Так, унифицированная облачная платформа Ex Libris Higher Ed Platform охватывает такие продукты, как система управления библиотекой Alma, служба комплектования учебных материалов Leganto, система научной-исследовательской информации Esploro, система МБА Rapido, дискавери-сервисы Primo и Summon. Эта универсальная платформа позволяет библиотекам использовать модель SaaS в обучении и образовании, обеспечении научно-исследовательской деятельности, развитии новых сервисов. Университетские библиотеки не могут обойтись без аналитики, которая позволяет находить пути повышения эффективности деятельности библиотеки, обеспечивает ее прозрачность, демонстрирует ценность и роль библиотеки в академическом процессе. На основе аналитических данных строится бюджет, принимаются стратегические и практические решения, касающиеся как библиотеки, так и университета в целом (например, включение в учебные программы дополнительных курсов).

Цифровизация университетских библиотек уже шла полным ходом, и велось интенсивное комплектование электронными документами, однако именно приход пандемии 2020-2021 гг. заставил библиотеки буквально в считанные дни переключиться на обслуживание почти исключительно электронными ресурсами. Так, система МБА Ex Libris RapidILL позволила быстро перейти на полностью онлайновое обслуживание, изъять печатные материалы из рабочих потоков, адаптировать правила МБА к цифровой модели функционирования.

Открытые приложения являются, как правило, коммерческим продуктом, что означает, что провайдер обеспечивает контроль за их изменениями и качеством, а также оказывает пользовательскую поддержку. На основе наборов интерфейсов прикладного программирования API библиотеки могут разрабатывать свои собственные приложения с учетом необходимой им функциональности, оптимизируют рабочие потоки, интегрируются с другими системами. Библиотеки-клиенты Ex Libris имеют возможность тестировать свои адаптированные версии в сети разработчиков Ex Libris Developer Network. Вокруг открытых решений формируется сообщество пользователей, которые делятся идеями и версиями, общаются с разработчиками, получают от них советы.

  

УДК: 027.7(73):004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.55; 20.51; 19.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/five-questions-that-can-elevate-your-library---part-2-agility-and-adaptation-lj220901