В первом номере журнала Journal of Electronic Resources за 2021 год опубликован небольшой аналитический обзор Денизы А. Гарофало (Denise A. Garofalo) «Советы с передовой» (Tips from the trenches), посвященный профессиональным публикациям по широкому кругу проблем, связанных с переходом библиотек от печатной информации к информации электронной. Это вопросы обнаружения информации и информационных продуктов, управления множественными базами знаний, которыми оперирует современная библиотека, пути, которыми библиотека приводит своих пользователей к необходимому им электронном контенту. Некоторые из рассмотренных автором публикаций характеризуют общие тенденции в развитии библиотечного обслуживания в связи его цифровизацией, а также общие проблемы управлениям цифровыми ресурсами. Другие работы посвящены конкретным методам управления ресурсами, в частности, множественными базами знаний и соответствующим инструментам. В освещаемой литературе отражены также вопросы нестабильности электронных ресурсов, взаимодействия систем, необходимости сотрудничества университетских и научных библиотек, выбора посредника для обеспечения пользователю доступа к контенту. Статья сопровождается библиографией.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1871197

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1871197

В сентябре журнал Library Journal продолжил публикацию обзоров компании Ex Libris. Очередной материал вышел под заголовком «Пять вопросов, которые поднимут библиотеку на новый уровень, часть 2: подвижность и адаптация» (Five Questions That Can Elevate Your Library - Part 2: Agility and Adaptation) без указания автора.

В первой части затрагивались вопросы эффективности библиотечного обслуживания в ситуации сокращения бюджетов и нестабильности. Во второй части рассмотрены технологические решения для оптимизации управления библиотеками, построенные на открытости систем и использовании облачных сервисов. Подвижность и адаптация к переменам — важные условия выполнения библиотеками своей миссии. Характеризуются тенденции и продукты, связанные с использованием SaaS (программное обеспечение как услуга), аналитики, открытых приложений, а также с цифровизацией. Важным моментом является вовлечение научного сообщества в процессы информационно-библиотечной поддержки науки и образования. Охарактеризованы соответствующие продукты и решения компании Ex Libris. Многие технологические тенденции в управлении библиотеками — такие как миграция в облако, экстенсивное использование электронных ресурсов, кастомизация и гибкость, —были очевидными еще до пандемии COVID-19, которая значительно ускорила ход перемен, потребовала большей открытости от библиотек и в целом оказала на них существенное влияние.

В этих условиях многие библиотеки обратились к SaaS-решениям. Они обеспечивают подвижность и адаптируемость библиотек, позволяют им экспериментировать, осваивая новые, более эффективные методы и технологии. Так, унифицированная облачная платформа Ex Libris Higher Ed Platform охватывает такие продукты, как система управления библиотекой Alma, служба комплектования учебных материалов Leganto, система научной-исследовательской информации Esploro, система МБА Rapido, дискавери-сервисы Primo и Summon. Эта универсальная платформа позволяет библиотекам использовать модель SaaS в обучении и образовании, обеспечении научно-исследовательской деятельности, развитии новых сервисов. Университетские библиотеки не могут обойтись без аналитики, которая позволяет находить пути повышения эффективности деятельности библиотеки, обеспечивает ее прозрачность, демонстрирует ценность и роль библиотеки в академическом процессе. На основе аналитических данных строится бюджет, принимаются стратегические и практические решения, касающиеся как библиотеки, так и университета в целом (например, включение в учебные программы дополнительных курсов).

Цифровизация университетских библиотек уже шла полным ходом, и велось интенсивное комплектование электронными документами, однако именно приход пандемии 2020-2021 гг. заставил библиотеки буквально в считанные дни переключиться на обслуживание почти исключительно электронными ресурсами. Так, система МБА Ex Libris RapidILL позволила быстро перейти на полностью онлайновое обслуживание, изъять печатные материалы из рабочих потоков, адаптировать правила МБА к цифровой модели функционирования.

Открытые приложения являются, как правило, коммерческим продуктом, что означает, что провайдер обеспечивает контроль за их изменениями и качеством, а также оказывает пользовательскую поддержку. На основе наборов интерфейсов прикладного программирования API библиотеки могут разрабатывать свои собственные приложения с учетом необходимой им функциональности, оптимизируют рабочие потоки, интегрируются с другими системами. Библиотеки-клиенты Ex Libris имеют возможность тестировать свои адаптированные версии в сети разработчиков Ex Libris Developer Network. Вокруг открытых решений формируется сообщество пользователей, которые делятся идеями и версиями, общаются с разработчиками, получают от них советы.

  

УДК: 027.7(73):004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.55; 20.51; 19.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/five-questions-that-can-elevate-your-library---part-2-agility-and-adaptation-lj220901

Необходимость соблюдения социального дистанцирования и закрытие в связи с пандемией COVID-19 поставили под угрозу обычную деятельность библиотек, которым пришлось трансформировать модели предоставления услуг и рабочие процессы. Новая нормальность повлекла за собой переформатирование пространств и ресурсов библиотек; она способствовала переходу к киберфизической среде, стимулировала внедрение технологических инноваций и веб-платформ для обмена данными.

Доцент кафедры менеджмента и права Римского университета Тор Вергата (Италия) Рокко Палумбо (Rocco Palumbo) в статье «Процветание в постковидную эпоху: новая нормальность для библиотечных услуг» (Thriving in the post-COVID-19 era: a new normality for libraries' service offering) задает вопрос: какие инициативы необходимы библиотекам для привлечения пользователей и обеспечения своевременного и справедливого доступа к информации? Вторичные данные были собраны в ходе изучения статистической информации по государственным и частным библиотекам (7459 учреждений), полученной Итальянским институтом статистики в период с мая по сентябрь 2021 г. Целью сбора информации являлась оценка последствий пандемии COVID-19 для организационной структуры библиотек и методов управления. В опросе не принимали участие библиотеки, располагающие исключительно цифровыми или мультимедийными ресурсами, непубличные, библиотеки высших учебных заведений. В данное эмпирическое исследование вошли данные по 3531 библиотеке. Они были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).

Библиотеки сильно пострадали от последствий пандемии COVID-19. Потребовалась реконфигурация их бизнес-моделей и организационных структур для удовлетворения меняющихся потребностей аудитории и достижения организационной жизнеспособности во все более сложной и турбулентной среде. При этом полная цифровая трансформация, похоже, не является наилучшим способом повысить привлекательность библиотек для пользователей в постковидную эпоху. Оказалось, что оцифровка архивов и фондов повышает эффективность библиотек в части сохранения и защиты целостности ресурсов, но не соответствует ожиданиям пользователей, которые в первую очередь заинтересованы в прямом контакте с библиотеками. В связи с этим библиотекам следует использовать цифровые инструменты и ИКТ, чтобы расширить точки контакта с аудиторией и активировать дифференцированные каналы коммуникации.

Автор отмечает, что рецепт повышения привлекательности библиотек также зависит от их размера. Небольшие библиотеки могут получить двойную выгоду от цифровой трансформации своих услуг: с одной стороны, это позволяет переосмыслить свою обычную деятельность в цифровом пространстве и преодолеть ограничения, вызванные пандемией; с другой стороны - это способ наладить контакт с читательской аудиторией: создание групп цифрового чтения и организация онлайн-конференций, семинаров и встреч представляют собой ключевые стратегии для привлечения пользователей и вовлечения их в диалог с библиотекой. Библиотеки среднего размера могут эффективно участвовать в инициативах по распространению информационной грамотности и обучению читателей базовым навыкам работы с информацией. Наконец, привлекательность крупных библиотек повышается за счет расширения их точек контакта с аудиторией в киберфизическом пространстве. Социальные сети и разработка передовых схем предоставления ресурсов повышают качество обмена данными между библиотеками и читателями, побуждая последних более активно пользоваться библиотечными услугами.

Таким образом, способность библиотек участвовать в создании сообществ оказывается особенно актуальной в условиях новой нормальности, порожденной пандемией COVID-19. Наряду с традиционными видами деятельности, такими как доступ к информации и услуги по выдаче книг, библиотеки могут участвовать в создании сети социальных обменов, ориентированной на расширение возможностей пользователей в современном обществе.

  

УДК: 004.77:021

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-05-2022-0051

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-05-2022-0051/full/html

Хисоп Ким (Heesop Kim) и Надежда Мальцева (Nadezhda Maltceva), представляющие Кёнбукский национальный университет, Южная Корея, опубликовали в журнале свое обзорное исследование «Цифровизация библиотек, архивов и музеев в России» (Digitization of Libraries, Archives, and Museums in Russia). В нем характеризуется процесс цифровизации культурного наследия Российской Федерации. Рассмотрены законодательные основы цифровизации, предпринят обзор тематической литературы и текущих проектов – на базе публикаций и профильных веб-сайтов (даты посещения — с мая 2021 г. по июнь 2022 г.) Для обзора выбраны учреждения культуры и агентства, наиболее представительные с точки зрения размера коллекций, репутации и авторитета. К ним относятся Российская национальная библиотека, Национальная электронная библиотека, Российская государственная библиотека, Президентская библиотека, а также Архивный фонд Российской Федерации, Национальный цифровой архив, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (последние два являются крупнейшими источниками пополнения Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации). Результаты исследования показали, что культурные институты России довольно успешно осуществляют цифровизацию и предлагают пользователям широкий спектр услуг, предоставляя доступ к цифровым коллекциям. Авторы делают вывод о том, что основные ограничения цифровизации фондов институтов, призванных сохранять культурное наследие страны, связаны с масштабом работ, разбросанностью редких книг, архивных и музейных материалов по огромной территории, а также с низким уровнем использования оцифрованных документов.

  

УДК: 004:069.6(470) + 004:02(470) + 004:930.25(470)

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.11, 13.51.11

DOI: 10.6017/ital.v41i4.13783

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13783

Статья Клауса Кемпфа (Klaus Kempf) «Движение библиотек к цифровой трансформации» (Moving libraries toward digital transformation), посвященная цифровизации библиотек, структурно поделена на две части: в первой рассматривается феномен гибридной библиотеки, во второй — идея библиотеки будущего. Автором выполнен обширный обзор литературы, преимущественно германоязычной, на основе чего он анализирует процесс цифровой трансформации библиотек, от инновационных изменений концепции гибридной библиотеки до превращения ее в библиотеку будущего, которое он представляет как эволюционный процесс, охватывающий современные тенденции в развитии распределенных фондов и курирования данных. В связи с этим роль библиотекаря будущего, по мнению автора, будет «встроена» в рабочий поток пользовательской исследовательской работы и предполагает пребывание в постоянном диалоге с пользователями.

  

УДК: 004:02

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.1080/10572317.2023.2231715

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2023.2231715

В том же номере журнала представлена статья «Модели гражданского участия в процессах цифровизации. Cистематический обзор литературы» (Citizen involvement in digital transformation: a systematic review and a framework). Авторы, Кайуа Лиу (Caihua Liu) и Дидар Зоуги (Didar Zowghi), анализируют факторы, влияющие на цифровую трансформацию (ЦТ) общества, проблемы/задачи ЦТ и методы коммуникации для вовлечения граждан в эти процессы. Они предлагают систематический обзор научных статей, опубликованных в период с января 2010 по май 2021 г. и посвященных вопросам участия граждан в процессах цифровизации. На основании определенных критериев включения/исключения из первоначальных 547 статей анализу подверглись 33 статьи эмпирического характера.

Факторы успеха и противопоставленные им проблемы объединены в несколько групп, которым относятся: ценности организации, управленческие ресурсы, структура организации и компетенции сотрудников. Методы коммуникации, определяющие активное участие граждан в процессах ЦТ, также рассмотрены по трем направлениям: 1) прямая коммуникация между людьми, 2) коммуникация при помощи компьютерных средств и 3) смешанные способы коммуникации.

В статье глубоко проанализированы конкретные факторы, влияющие на цифровизацию и подразумевающие участие в ней граждан. Анализ методов коммуникации выходит за рамки рассмотрения в предшествующих работах, в которых в фокусе внимания находились, как правило, решения органов управления, а также коммуникация с использованием компьютеров. Кроме того, полученные данные позволяют разрабатывать модели участия граждан в цифровой трансформации, выбирая те или иные методы коммуникации для решения проблем, связанных с цифровизацией.

  

УДК: 021.1 + 004.8:02

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/OIR-04-2022-0237

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-04-2022-0237/full/html