В июльском номере Library Journal опубликована статья «Новые технологии четвертой промышленной революции/Ежегодная конференция ALA 2021 г.» (New technologies of the fourth industrial revolution/ ALA Annual 2021). Старший редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) представляет обзор доклада «Новые технологии четвертой промышленной революции: искусственный интеллект, Интернет вещей, роботизация и не только» (New Technologies of the Fourth Industrial Revolution: AI, IoT, Robotics, and Beyond). Доклад был прочитан в рамках Ежегодной конференции и выставки Американской библиотечной ассоциации (ALA) Бохюном Кимом (Bohyun Kim), приглашенным докладчиком и автором новой книги «Цифровой перелом – движение вперед» (Moving Forward with Digital Disruption). Доклад построен на материалах книги. «Новые цифровые технологии несут изменения, которые гораздо стремительнее и обширнее, чем когда бы то ни было, охватывают то, как мы живем, работаем, взаимодействуем друг с другом. Та идея, что степень развития цифровых технологий количественно достигла стадии цифровой революции, все чаще находит поддержку», — считает профессор Бохюн Ким, главный технолог библиотек Университета Род-Айленда, Кингстон, США. Ким приводит примеры того, как технологии размывают границы между миром физического, миром цифрового и миром биологического — это расширенная реальность (дополненная, смешанная, виртуальная), машинное обучение, Интернет вещей, синтетическая биология, применение 3-D биопрототипирования. Эти технологии трансформируют целые системы в производстве и управлении, жизни в целом. Ким останавливается на технологиях Больших данных, связав этот вопрос с темой Интернета вещей — поскольку огромный массив данных генерируется и передается от устройства к устройству… Библиотеки активно внедряют и используют новейшие технологии. Во многих есть творческие пространства, студии виртуальной реальности, многие имеют сервисы управления научно-исследовательскими данными. Эти технологии не противоречат традиционной миссии библиотек, они релевантны потребностям пользователей. Однако Ким отмечает также, что технологии не всегда несут в себе общественное благо, и следует видеть не только их преимущества, но и их ограниченность. При этом, подчеркнул Ким, миссия библиотек остается прежней: мотивировать через знание, информационно поддерживать исследовательскую и образовательную деятельность.

  

УДК: 330.341.1:62+004-049.8

ГРНТИ: 06.54.07; 50.01

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=New-Technologies-of-the-Fourth-Industrial-Revolution-ALA-Annual-2021

В июне в журнале опубликована статья «Цифровая платформа открытого и равноправного обмена научными знаниями в Индии» (Digital platform for open and equitable sharing of scholarly knowledge in India). Авторы – Мумита Коли (Moumita Koley), Сурьеш Намдео (Suryesh K. Namdeo), Бхаттачарьи Сучирадипта (Bhattacharjee Suchiradipta). Существующая в академическом мире модель доступа к научным знаниям не обеспечивает равенства — большинство коммерческих издательств назначают чрезмерные цены за доступ, подписку или обработку журнальных статей. В нашу цифровую эпоху, когда стоимость издательского процесса резко упала, а рецензирование зачастую факультативно, доступ к информации не должен ограничиваться такими способами. Авторы подробно характеризуют состояние издательской деятельности в области науки с точки зрения открытости и доступности публикаций. В том числе, проанализирована альтернативная некоммерческая система, функционирующая в латиноамериканских странах, проведено сравнение между традиционными моделями и платформами цифровой публикации. Отмечается, что проблема публикационной активности в Индии усугубляется распространением хищнических журналов. Авторы предлагают рассмотреть концепцию общедоступной и открытой платформы, противопоставленной олигополии коммерческих издательств в науке и построенной на основе технологий следующего поколения и новейших моделей публикационной деятельности. Некоторые форматы такой практики, такие как системы открытого рецензирования, обеспечение прозрачности научных данных и совершенствование цифровых технологий в издательском деле, могут помочь в реализации эффективных, прозрачных и экономичных издательских систем, в том числе послужить основой создания в Индии цифровой издательской платформы. Рассмотрены рабочие потоки в рамках такой цифровой экосистемы. Представлен сравнительный анализ ряда технологий на базе свободного программного обеспечения, таких как Open Journal System (OJS), с оригинальными моделями, например, Editorial Manager. Сделаны выводы о недостатках этих технологий, рассмотрены конкретные пути реализации экономичной цифровой издательской платформы. При содействии национальных индийских журналов открытого доступа платформа может быть усовершенствована в соответствии с международными стандартами, что откроет ученым путь к публикации статей минуя коммерческие издательства. Единый путь реализации научной публикации не может одинаково подходить всем без исключения. Различные публикационные модели могут сосуществовать, удовлетворяя потребности самых разных заинтересованных групп, принадлежащих к академическому сообществу.

  

УДК: 001.92:004.915+655.5:004.9

ГРНТИ: 19.51.92, 19.51.61, 19.31; 20.19

DOI: 10.1177/09610006221083678

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221083678

Авторы статьи «Анализ знаний об искусственном интеллекте и его восприятия» (A study on the knowledge and perception of artificial intelligence) А. Субавеерапандиян (A. Subaveerapandiyan), С. Сунантини (C. Sunanthini) и Мохаммед Амеес (Mohammad Amees) поставили перед собой задачи оценки осведомленности библиотечно-информационных специалистов о технологиях искусственного интеллекта (ИИ), определения восприятия этих технологий, а также выявления навыков и компетенций, необходимых специалистам в век ИИ. Проведен опрос среди 245 библиотекарей Замбии. Результаты опроса проанализированы и представлены в статье также в табличном виде. Они показали, что библиотекари в основном положительно относятся к данной технологии и перспективам ее применения. Большинство специалистов осведомлены о возможности применения технологий ИИ в библиотеках. В среднем, 44,1% респондентов согласились с тем, что ИИ необходим для повышения эффективности библиотечного обслуживания, динамического развития библиотек. Между тем, 38,2% респондентов выразили свои опасения в связи с тем, что технологии ИИ угрожают занятости библиотечно-информационных специалистов. Также ответы респондентов (49,8%) указали на барьеры на пути внедрения ИИ в библиотеках, такие как отсутствие необходимых навыков владения технологиями ИИ, бюджетные ограничения, трудоемкость, недостаток провайдеров, специализирующихся на технологиях ИИ. Примерно 65% респондентов назвали необходимыми навыки и компетенции в таких сферах, как электронная коммуникация, программное и техническое обеспечение, Интернет-приложения, компьютерные системы и сети, кибербезопасность и управление сетями, контроль качества данных, курирование данных, интерпретация и представление данных, системы управления базами данных, проектирование механизмов ИИ, алгоритмы анализа данных. Также отмечалась необходимость включения соответствующих тем в образовательные программы библиотечно-информационной отрасли. Исследование может стать основанием для дальнейших репрезентативных исследований с более широкой выборкой и тематикой, связанной с технологиями ИИ и их применением; оно будет полезно библиотекам, внедряющим ИИ, поможет библиотечным советам и ассоциациям в разработке политики академических библиотек и будет способствовать осведомленности библиотекарей.

  

УДК: 004.8:02 + 023.5

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16

DOI: 10.1177/03400352231180230

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231180230