В исследовании Бренды ван Вик (Brenda van Wyk) «Инновации и поддержка библиотечно-информационного обслуживания в условиях пандемии» (Library and information services’ reflections on emergency remote support and crisis-driven innovations during pandemic conditions) речь идет о выстраивании кризисных стратегий университетских библиотек в условиях преодоления цифрового неравенства и информационной бедности. Внезапные перемены в относительно стабильной среде высшего образования потребовали немедленных и решительных инновационных мер, в частности, в отношении того, что составляет библиотечную поддержку образования. Пандемия и реализованная в экстренном порядке модель предоставления обслуживания выявили значительное социоэкономическое и социотехническое неравенство и исключенность пользователей из цифровой среды.

Были проведены интервью в фокус-группах с участием 26 информационных специалистов и 6 библиотечных руководителей, которые поделились опытом предоставления услуг по поддержке образовательного процесса. Качественные данные, полученные в фокус-группах, были подвергнуты тематическому анализу и систематизированы по категориям и темам, таким как «реакция на кризисную модель преподавания онлайн», «стратегия обучения», «социальные связи», «готовность к поддержке образовательного процесса онлайн», «управление и контроль», «социотехнические аспекты», «человеческий фактор — потребности, навыки и возможности». В своей работе автор апеллирует к таким конструктам, как кризисная модель инноваций, критическое цифровое библиотековедение, цифровая исключенность и информационная бедность, обучение в мобильных приложениях, цифровая грамотность. В статье предложена модель организации библиотечно-информационного обслуживания в экстренных ситуациях, которой смогут воспользоваться другие организации.

  

УДК: 027.7 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.54

DOI: 10.1177/03400352231166747

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231166747