В апрельском номере журнала опубликован доклад «Непредвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты» (Thinking Differently about Library Websites: Beyond Your Preconceptions). Автор — Лора Соломон (Laura Solomon), менеджер библиотечных сервисов информационной сети Публичной библиотеки Огайо, веб-дизайнер, имеющая сертификат Консорциума Всемирной паутины. Доклад построен на практическом опыте взаимодействия с библиотеками в данной сфере. Автор рассматривает запросы библиотек относительно дизайна их веб-сайтов, развенчивает мифы, предлагает решения, которые понятны библиотечным специалистам и могут быть сформулированы ими при обращении к веб-дизайнерам.

Автор анализирует традиционно-предвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты и их дизайн и помогает понять, что может сделать их дружественными пользователю, полезными и релевантными его потребностям в случае каждой конкретной библиотеки. Она предлагает отказаться от заблуждения о существовании идеального библиотечного веб-сайта и некоторых распространенных мифов (например, о том, что «информация должна быть получена в три клика», что «кольцевая галерея изображений — это круто», что библиотекари знают все о своих читателях и их потребностях, что веб-сайт библиотеки необходимо время от времени оживлять модными фишками). Последовательно автор отвечает на вопросы о том, есть ли безусловные свойства и функции для веб-сайта, существуют ли категорические «нет»? Каких специалистов привлекать? На какие аналитические и статистические методы и научные данные следует опираться разработчикам? В частности, необходимо помнить, что за последние два десятилетия проведены научные исследования поведения пользователей веб-сайтов — гадать о том, как будут реагировать пользователи на те или иные элементы дизайна, уже не приходится.

Неоднократно автор подчеркивает, что веб-дизайн в конечном итоге осуществляется для пользователя, а не для работников библиотеки. Далеко не все функции, сервисы и ресурсы библиотеки должны быть отражены на сайте. Нужно понимать, зачем вообще пользователь приходит на сайт библиотеки — прежде всего, это доступ к ресурсам, поиск в каталоге, контактные данные библиотеки, информация о мероприятиях. Не всегда рекомендованы виджеты, тем более что рекламные баннеры делают сайт более тяжелым, понижают рейтинг сайта в поисковых системах, замедляют сайт. Большое значение придается расположению и графическому представлению различных ссылок и поисковых строк, которые должны приводить пользователя к необходимой ему информации прямыми путями, быстро и эффективно. Пользователь должен сам управлять своим взаимодействием с веб-сайтом, чему может помешать, например, автопроигрывание видео- и аудиороликов, автоматическое открытие ссылок и новых вкладок, требование ввести дополнительную информацию о себе для продолжения работы с сайтом, автопрокручивание галереи изображений, невозможность перейти на предыдущую вкладку.

Предложены, в том числе, конкретные советы, учитывающие отображение веб-сайта на мобильных устройствах (например, отсутствие рекламы, приемлемость функции прокручивания). Автор подчеркивает, что польза и релевантность — главные принципы дизайна библиотечного веб-сайта.

  

УДК: 004.738.1:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 81.95.33; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n3

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/827

В том же выпуске журнала опубликована статья Фредерика Отике (Frederick Otike), Агнес Хайду Барат (Agnes Hajdu Barat) и Петера Кишла (Peter Kiszl) «Инновационные стратегии в университетских библиотеках в свете теорий предпринимательской деятельности» (Innovation strategies in academic libraries using business entrepreneurial theories: Analysis of competing values framework and disruptive innovation theory). Перелом в деятельности университетских библиотек связан с повсеместным использованием интернет-ресурсов, онлайн-технологий и цифровизации. Традиционно университетские библиотеки являлись единственными, монопольными поставщиками информации в академическом сообществе. Теперь же им приходится действовать в высококонкурентной среде. В новой реальности библиотекам предстоит разрабатывать и внедрять собственные бизнес-стратегии. В этом им следует опираться на теории предпринимательской деятельности. В данном исследовании рассмотрены две таких теории: теория подрывных инноваций и концепция конкурирующих ценностей. В фокусе статьи – анализ структуры и функциональности этих теорий, возможности их применения для развертывания инновационных стратегий в библиотечной деятельности.

Модель конкурирующих ценностей позволяет выстраивать эффективные стратегии деятельности организации. Модель состоит из четырех подмножеств, представляющих собой противоположные, или конкурирующие векторы: гибкость и свобода принятия решений против стабильности и контроля, внутренние процессы и интеграция против внешней направленности деятельности и ее дифференциации. Различные комбинации этих векторов и конкурирующих организационных моделей (клан, иерархия, адхократия, рынок) позволяют библиотеке выстраивать стратегии инновационного развития, обеспечивая эффективность внутренних и внешних процессов, гибкость и стабильность. Модель конкурирующих ценностей – это организационный процесс, охватывающий все библиотечные процессы, от уровня отдельных работников и пользователей до организационного уровня и конечных результатов библиотечной деятельности.

Подрывные инновации — это продукты и услуги, которые трансформируют параметры, на основе которых до этого происходила конкуренция в бизнесе. Это происходит, например, когда на рынок вступают новые игроки, и их новые методы работы подрывают эффективность солидных фирм или бизнеса в целом. Они или осваивают новые сегменты, или фокусируются на клиентских категориях, ранее обойденных вниманием рынка. В практике университетских библиотек эти модели применимы не только в отношении новых продуктов и сервисов, но и в отношении построения инновационной стратегии, выбора конкурирующих решений, взаимодействия с внешними рынками. Для выживания в условиях рынка информационных продуктов и услуг и сохранения своего статуса надежного поставщика информации университетские библиотеки должны осваивать теорию бизнеса и придерживаться принципов предпринимательской деятельности, таких как инновационность, ориентация на спрос и предложение, эффективность цепочки поставок, динамичность присутствия на рынке, конкурентоспособность стратегий. В статье представлены развернутая характеристика названных бизнес-теорий, принципы и перспективы их реализации в условиях современной университетской библиотеки.

  

УДК: 027.7:001.895+025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102537

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000532?via%3Dihub