Авторы из Техасского аграрно-механического университета (США) – Чжихун Сюй (Zhihong Xu), Джон Уоттс (John Watts), Сара Бэнкстон (Sarah Bankston) и Лора Саре (Laura Sare) – в статье «Депонирование данных: изучение удобства использования Техасского репозитория» (Depositing Data: A Usability Study of the Texas Data Repository) исследуют опыт работы с репозиторием новых пользователей, незнакомых ранее с его интерфейсом, и предлагают возможные пути совершенствования.

Техасский репозиторий данных (Texas Data Repository, TDR) — это объединенная система управления научно-исследовательскими данными учреждений-членов Техасской цифровой библиотеки, мультиуниверситетского консорциума высших учебных заведений штата Техас. Это платформа для публикации, обмена и архивирования данных, созданных преподавателями, сотрудниками и студентами. Репозиторий (https://dataverse.tdl.org) был создан в 2017 г.; он использует программное обеспечение Dataverse Project, приложение с открытым исходным кодом, разработанное Гарвардским университетом. Техасский репозиторий данных призван «сделать научно-исследовательские материалы бесплатными для всех, в любом месте и в любое время»; исследователи могут публиковать и сохранять данные в соответствии с требованиями финансирующих организаций и научных журналов. В нем можно размещать наборы данных малого и среднего размера, не содержащие конфиденциальной или чувствительной информации, поскольку данные рекомендуется делать общедоступными. Депонированные данные, относящиеся к любой научной дисциплине, могут быть представлены в файле любого типа, что позволяет загружать файлы README и другую дополнительную документацию. К основным преимуществам репозитория относятся возможность формирования и хранения наборов данных, отслеживание версий и присвоение наборам данных цифрового идентификатора объекта для цитирования. Применяется гибридная модель обслуживания, в которой организации-участники могут корректировать необходимые им услуги в зависимости от потребностей и имеющегося персонала. В Техасском аграрно-механическом университете используется модель самостоятельного депонирования с техподдержкой по мере необходимости (в виде семинаров, онлайн-руководств и консультаций).

В ходе исследования авторы провели анализ собранных количественных (т.е. описательных статистических данных) и качественных данных (протоколов по методике «мышление вслух»). Результаты показали, что пользователи в целом были удовлетворены работой с репозиторием. Однако большинство участников испытывали трудности с пониманием разницы между коллекцией данных и набором данных; кроме того они часто считали добавление или редактирование метаданных совершенно непосильным. Также заполнение различных полей метаданных требовало от участников приобретения новых навыков курирования данных. Основываясь на полученных результатах, авторы дают некоторые рекомендации: необходимость разработки эффективных учебных пособий (в виде коротких видео или комбинации письменных и графических инструкций) и обучения основным концепциям депонирования данных и навигации по интерфейсу платформы и пр. Авторы отмечают, что методы, описанные в статье, могут быть применены для дополнительных исследований в различных моделях репозиториев и сервисов.

  

УДК: 001.103.2+001.89

ГРНТИ: 20.15.05, 20.17.17

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1233

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/6/

Авторами статьи «Взаимодействие иностранных пользователей с библиотекой в цифровую эпоху — поведенческий и эмпирический аспекты» (Understanding international users' library experience in the Digital Age – joining the behavioral and experiential aspects) являются Яминг Фу (Yaming Fu), Элизабет Ломас (Elizabeth Lomas), Чарльз Инскип (Charles Inskip) и Дженни Банн (Jenny Bunn). Цель их исследования — достижение холистического понимания феномена библиотечного опыта; задача — определение внутренних взаимосвязей между информационным поведением (ИП) и пользовательским опытом (ПО) через анализ поведенческих и эмпирических аспектов опыта пользователей университетских библиотек.

Авторы уточняют, что информационное поведение — это все формы взаимодействия человека с информацией, и традиционно фокус в изучении этих форм приходится на информационные потребности, факторы влияния, этапы и тактику взаимодействия; при этом пользовательский опыт рассматривается как результат взаимодействия человека с технологическими продуктами. Другими словами, изучение информационного поведения происходит в среде, где люди находятся в поисках информации для удовлетворения своих потребностей и предпочтений вне зависимости от среды, разделяющей людей с такой информацией, — то есть роль инструментов, технологий, любой другой среды особенно не важна. Напротив, изучение пользовательского опыта связано с анализом изменений во взаимодействии человек-продукт с течением времени и в зависимости от развития технологий и инструментов, интегрированных в каждодневную жизнь. Исследователи библиотечно-информационного профиля заинтересованы в качественном обслуживании пользователей и, соответственно, фокусированы на их информационном поведении; пользовательский же опыт в большей мере относится к области разработки информационных и технологических продуктов.

В исследовании использованы смешанные методики количественного исследования с анализом журнальных файлов и качественные методы — когнитивные карты и полуструктурированные интервью; целевой группой в обоих случаях явилась крупнейшая группа студентов-иностранцев, обучающихся в Великобритании и представляющих Китайскую Народную Республику. Результаты продемонстрировали сложность и многоуровневость характеристик библиотечного контекста поведения китайских студентов. На основе полученных данных исследователи смоделировали три уникальных контекста, формирующих библиотечный опыт данной группы учащихся. Этими контекстами являются: университетская библиотека как часть образовательного опыта; университетская библиотека как часть цифрового мира; университетская библиотека как часть физического мира. Названы также ключевые компоненты культурного библиотечного опыта: многослойный контекст, потребности восприятия данной культурной группы, процессы смыслообразования и субъективный оценки.

Оригинальность исследования состоит в установлении связи между поведенческим и эмпирическим аспектами, что позволяет более системно и структурированно подойти к анализу опыта студентов в мультикультурной среде, что в свою очередь, позволит лучше удовлетворять их информационные потребности и на научной, равноправной и инклюзивной основе проектировать и выстраивать библиотечную среду.

  

УДК: 004:025.5 + 028.1.02

ГРНТИ: 13.31.19; 15.81.49

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0035

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0035/full/html