Авторами статьи «Взаимодействие иностранных пользователей с библиотекой в цифровую эпоху — поведенческий и эмпирический аспекты» (Understanding international users' library experience in the Digital Age – joining the behavioral and experiential aspects) являются Яминг Фу (Yaming Fu), Элизабет Ломас (Elizabeth Lomas), Чарльз Инскип (Charles Inskip) и Дженни Банн (Jenny Bunn). Цель их исследования — достижение холистического понимания феномена библиотечного опыта; задача — определение внутренних взаимосвязей между информационным поведением (ИП) и пользовательским опытом (ПО) через анализ поведенческих и эмпирических аспектов опыта пользователей университетских библиотек.

Авторы уточняют, что информационное поведение — это все формы взаимодействия человека с информацией, и традиционно фокус в изучении этих форм приходится на информационные потребности, факторы влияния, этапы и тактику взаимодействия; при этом пользовательский опыт рассматривается как результат взаимодействия человека с технологическими продуктами. Другими словами, изучение информационного поведения происходит в среде, где люди находятся в поисках информации для удовлетворения своих потребностей и предпочтений вне зависимости от среды, разделяющей людей с такой информацией, — то есть роль инструментов, технологий, любой другой среды особенно не важна. Напротив, изучение пользовательского опыта связано с анализом изменений во взаимодействии человек-продукт с течением времени и в зависимости от развития технологий и инструментов, интегрированных в каждодневную жизнь. Исследователи библиотечно-информационного профиля заинтересованы в качественном обслуживании пользователей и, соответственно, фокусированы на их информационном поведении; пользовательский же опыт в большей мере относится к области разработки информационных и технологических продуктов.

В исследовании использованы смешанные методики количественного исследования с анализом журнальных файлов и качественные методы — когнитивные карты и полуструктурированные интервью; целевой группой в обоих случаях явилась крупнейшая группа студентов-иностранцев, обучающихся в Великобритании и представляющих Китайскую Народную Республику. Результаты продемонстрировали сложность и многоуровневость характеристик библиотечного контекста поведения китайских студентов. На основе полученных данных исследователи смоделировали три уникальных контекста, формирующих библиотечный опыт данной группы учащихся. Этими контекстами являются: университетская библиотека как часть образовательного опыта; университетская библиотека как часть цифрового мира; университетская библиотека как часть физического мира. Названы также ключевые компоненты культурного библиотечного опыта: многослойный контекст, потребности восприятия данной культурной группы, процессы смыслообразования и субъективный оценки.

Оригинальность исследования состоит в установлении связи между поведенческим и эмпирическим аспектами, что позволяет более системно и структурированно подойти к анализу опыта студентов в мультикультурной среде, что в свою очередь, позволит лучше удовлетворять их информационные потребности и на научной, равноправной и инклюзивной основе проектировать и выстраивать библиотечную среду.

  

УДК: 004:025.5 + 028.1.02

ГРНТИ: 13.31.19; 15.81.49

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0035

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0035/full/html