Кэти Уилсон (Katie Wilson), Люси Монтгомери (Lucy Montgomery), Кэмерон Нейлон (Cameron Neylon), Чун Кай Хван (Chun-Kai Huang) и Ребекка Хэндкок (Rebecca N. Handcock) представляют статью «Инициатива университета Кертина в области открытых знаний. Обмен данными об эффективности научно-исследовательской деятельности» (The Curtin Open Knowledge Initiative. Sharing data on scholarly research performance). В современном мире конкуренция университетов как полноправных участников рынка носит глобальный характер, что подразумевает их участие в международных рейтингах и оценку соответствия их деятельности универсальным критериям. Несмотря на неоднозначность методологии и источников, используемых для выстраивания таких рейтингов, университеты продолжают пользоваться методами анализа и оценки, в соответствии с которыми ученые обязаны публиковаться в журналах, индексируемых крупными коммерческими библиографическими базами данных, к которым обращаются международные рейтинги. Ограничения, накладываемые библиометрическими методами и принципами построения рейтингов, побудили ученых из университета Кертина (Австралия) выступить с Инициативой в области открытых знаний (Curtin Open Knowledge Initiative). Это междисциплинарный исследовательский проект, направленный на сбор и анализ научно-исследовательских данных из многочисленных открытых источников в более чем 20000 институтах мира; к этим данным, в том числе, относятся результаты научных исследований, находящиеся в открытом доступе. Чтобы определить, кем создано знание и каким образом при его создании реализован принцип многообразия, авторы анализируют демографические данные по специалистам, работающим в этих институтах. В статье представлено обсуждение целесообразности проекта и его методологии, приведены примеры анализа данных, позволяющего университетам проводить независимую оценку, в том числе оценивать те или иные рейтинги и участвовать в создании открытых знаний и обмене ими. Статья гораздо шире освещает данные вопросы, чем презентация Инициативы, состоявшаяся на Онлайн-конференции LIBER 2021: обсуждаются также вопросы сотрудничества с университетскими библиотеками и иными участниками научной коммуникации с целью создания и распространения открытых знаний.

  

УДК: 027.7 + 002.1-021.341:001.83

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.51

DOI: 10.53377/lq.11544

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11544