В июльском выпуске Library Technology Reports опубликован доклад Джэррода Богуцки (Jarrod Bogucki) «Облачные сервисы для цифровых репозиториев» (Cloud Services for Digital Repositories). Организация цифрового репозитория для библиотеки или аналогичного учреждения дает возможность предложить пользователям информацию на самых разных носителях и доступ к богатым фондам, составляющим культурное наследие. Цифровой репозиторий – это ценнейший ресурс, однако не всегда библиотеки могут справиться с его организацией и управлением. Облачные ресурсы предлагают разнообразные инструменты и сервисы, позволяющие создать любой репозиторий и осуществлять устойчивое и эффективное управление им. Прежде чем приступить к реализации проекта, важно правильно выбрать провайдера облачных сервисов, стратегию управления проектом, понять потребности всех заинтересованных сторон и оценить имеющиеся ресурсы. Кроме того, нельзя не учитывать конкретные технические решения, реализованные провайдером облачного сервиса. Проект по созданию облачного репозитория опирается на такие концепции, как инфраструктура, код, журналирование и аналитика, сохранность, управление обновлениями. Важно обеспечить устойчивое функционирование программных средств и информировать участников проекта о том, какие данные нужны для развития репозитория. Сервисы подписки, средства развития и виртуальная инфраструктура позволяет использовать уже существующее программное обеспечение репозитория или создавать таковое хранилище с заданными характеристиками. Автор доклада призывает при создании цифровых репозиториев рассмотреть функционал и недостатки облачных ресурсов. Среди последних он называет расходы, связанные с использование облачной технологии, которые могут стремительно вырасти в случае использования готовых облачных ресурсов.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.5860/ltr.57n5

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/804

В третьем выпуске журнала под рубрикой «Практические вопросы курирования данных» опубликована статья «Актуальные задачи развития практики и инфраструктуры курирования в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейне» (Responding to Reality: Evolving Curation Practices and Infrastructure at the University of Illinois at Urbana-Champaign). Авторы – сотрудники университета Хо Луонг (Ho Q. Luong), Коллин Фаллоу (Colleen Fallaw), Женевьев Шмитт (Genevieve Schmitt), Сюзан Бракстон (Susan M. Braxton) и Хейди Имкер (Heidi Imker).

Банк данных Иллинойса представляет собой структуру, позволяющую размещать научные данные для публичного использования. Описана политика депонирования результатов научной деятельности в Банке данных. В течение пяти лет в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейне проводился анализ работы службы научных данных. По итогам анализа данная служба признана самым полезным сервисом учреждения. Внутренние метрики применяются для мониторинга роста, документальных потоков в рамках курирования, и отслеживания актуальных задач, возникающих в процессе обслуживания научных работников. В статье представлены примеры таких задач и их решения.

Некоторые из метрик Банка данных Иллинойса собираются в рамках самой системы, однако их большинство отслеживается автономно с использованием табличного процессора Google Spreadsheet. По окончании формирования каждого массива данных информация анализируется. Несмотря на то, что данные иногда являются достаточно неоднозначными (например, зависят от того, насколько ученый следует предлагаемому сценарию), данные курирования дают общее представление о репозитории, помогают дать оценку рабочим процессам и сервисам. Метрики помогают также определить приоритетность задач развития Банка данных. Процессы курирования помогают оптимизировать и совершенствовать массивы, что положительно сказывается на возможности многократного использования научных данных. Дальнейшее развитие технической инфраструктуры – также в интересах как кураторов, так и пользователей. Эти процессы объединяют усилия авторов и кураторов в деле совершенствования баз данных и облегчают передачу больших файлов.

  

УДК: 004.65+004.658

ГРНТИ: 50.41.21

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1202

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss3/3

В том же номере журнала размещена статья Натана Толлмена (Nathan Tallman) «Технологическая инфраструктура для обеспечения цифровой сохранности в XXI веке» (A 21st Century Technical Infrastructure for Digital Preservation). С конца 1990-х — начала 2000-х годов ведется активная исследовательская и проектная работа по развитию систем и процессов обеспечения цифровой сохранности. Тогда же сектор культурного наследия начал сталкиваться с проблемами в данной области и оказался в некоторой изоляции. В этот же период коммерческий сектор довольно успешно решал те же задачи, применяя различные технологические стратегии (использование программно-определяемых хранилищ данных, «функция как сервис» и пр.). В коммерческом секторе решения не обязательно носят долгосрочный характер, при этом они всегда ориентированы на практические цели цифрового хранения. Некоммерческий сектор мог бы применить те же технологические подходы, обеспечив устойчивость своих систем, которая должна распространяться на три уровня: это специалисты и их труд, экология планеты и экономическая эффективность. Кроме того, к базовой деятельности по обеспечению цифровой сохранности автор относит управление рисками и некоторые иные задачи, отличные от технических. Стратегия обеспечения цифровой сохранности XXI века опирается на два базовых вида деятельности: обеспечение стабильности (при передаче, идентификации, хранении) и возможности воспроизведения. Автор сравнивает техническую структуру и технологическую основы обеспечения сохранности данных в XX и в XXI веке, анализирует тенденции, предлагает учреждениям культуры, сохраняющим культурное наследие, обратиться к опыту коммерческого сектора.

  

УДК: 025.2-028.27

ГРНТИ: 50.37.23; 81.93.29, 81.96; 13.11.45; 20.23.17, 20.23.21, 20.23.29

DOI: 10.6017/ital.v40i4.13355

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13355/10731

Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.

Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.

  

УДК: 002.6:001.89+004.65

ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19

DOI: 10.1177/09610006211070282

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282

Библиотеки всегда были в авангарде новых технологий. Так, библиотеки всесторонне осваивают и внедряют модели обслуживания, основанные на технологии облачных вычислений, стремясь сделать библиотечные услуги более эффективными, надежными, безопасными, масштабируемыми и экономичными.

В статье «Перенос ИКТ-сервисов научной библиотеки на облачную платформу» (Migration of a Research Library's ICT-Based Services to a Cloud Platform) авторы, сотрудники Индийского института науки (г. Бангалор) д-р Фрэнсис Джаякант (Dr. Francis Jayakanth), д-р Ананда Т. Байраппа (Dr. Ananda T. Byrappa) и Филберт Миндж (Filbert Minj), делятся своим опытом переноса некоторых локальных сервисов Мемориальной библиотеки им. Дж. Р. Д. Тата, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), на облачную платформу Microsoft Azure. На первом этапе было решено перенести в облако следующие сервисы: (1) службы институционального репозитория, (2) систему управления библиотекой и (3) веб-сайт библиотеки. В статье подробно описаны процессы переноса. Авторы отмечают следующие преимущества такой миграции:

1. Значительное повышение надежности предоставления услуг, так как была устранена зависимость от внутренних устаревших серверов.

2. Миграция в облако сделала вычислительную инфраструктуру библиотеки более гибкой; теперь ее можно изменять в соответствии с требованиями библиотеки.

3. Упрощенное получение операционных журналов и показателей использования.

4. Установка правил оповещения на основе показателей виртуальных машин.

5. Облачная хостинговая компания предоставляет периодическое резервное копирование, обеспечивающее безопасность данных.

6. Читатели библиотеки получают быстрый и удобный доступ к необходимым ресурсам.

7. Простой обмен информацией, возможность использования совместных онлайн-пространств. Облачное хранилище OneDrive позволяет обмениваться файлами и папками между проверенными пользователями.

Прошло более двух лет с тех пор, как некоторые ИКТ-сервисы библиотеки были перенесены на платформу Microsoft Azure. На сегодняшний день в библиотеке не было ни одного случая отказа серверов из-за отключения электроэнергии, проблем с сетью или сбоя виртуальных машин. Однако были проблемы с определенными службами, такими как Apache Tomcat Servlet Engine, когда веб-сервер Apache давал сбой и соответствующее приложение не отвечало. Авторы отмечают, что работа с виртуальными машинами требует знакомства с работой в командной строке, однако у сотрудников Мемориальной библиотеки им. Дж. Р. Д. Тата уже был достаточный опыт работы в операционной системе Linux. Кроме того, сотрудники библиотеки, управляющие облачной инфраструктурой, должны координировать свои действия с сотрудниками службы поддержки сетей и электронной почты для настройки виртуальных машин, обеспечивающих доступ в Интернет, обмен сообщениями и соблюдение мер безопасности.

  

УДК: 025.2-028.27+004.658

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13537

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13537

В статье Криса Ритцо (Chris Ritzo), Колина Райнсмит (Colin Rhinesmith), Тье Тьяна (Jie Jiang) «Возможности библиотечных широкополосных систем для оценки доступности знаний и пропускной способности» (Measuring Library Broadband Networks to Address Knowledge Gaps and Data Caps) представлены результаты трехлетнего исследования в рамках проекта, профинансированного американским Институтом музейного и библиотечного обслуживания. Авторы предлагают методы качественной оценки, позволяющие определить способность широкополосных систем, используемых в публичных библиотеках, поддерживать онлайновые приложения и социальную и техническую инфраструктуру, которая вошла в единое цифровое пространство США (National Digital Platform). Проведенное исследование призвано восполнить пробел в информации о скорости интернет-соединения и качестве онлайновых сервисов публичных библиотек. Представлен широкий обзор публикаций по данной проблематике, в частности, работ, посвященных роли публичных библиотек в обеспечении цифрового равенства, а также анализу пропускной способности библиотечных сетей широкополосного доступа. Отмечено, что многочисленные предшествующие исследования позволили выявить ожидания клиентской аудитории и задачи, связанные с использованием широкополосных сетей. Между тем масштабные лонгитюдные исследования (с изучением объекта на протяжении длительного периода) с получением данных по характеристикам скорости и качества обслуживания на базе широкополосных сетей в локальных публичных библиотеках не проводились. Для оценки этих характеристик библиотекам предлагается использовать измерительный инструментарий этих сетей. Собраны качественные данные по системе широкополосного доступа с открытым исходным кодом, развернутой в 30 публичных библиотеках США. Представлены результаты качественного анализа данных, которые доказывают, что получение таких данных на местном уровне позволит библиотекам оценить собственную работу, свои интернет-сервисы, информированно решать проблемы взаимодействия с пользователями и провайдерами. Результаты исследования адресованы научным работникам, практикам, ответственным чиновникам органов управления библиотечным делом как реальные данные по библиотечным широкополосным сетям, скорости и качестве обслуживания в библиотеках с использованием широкополосного доступа в Интернет, а также как отражение одного из аспектов проблемы обеспечения цифрового равенства.

  

УДК: 004.8:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 20.51

DOI: 10.6017/ital.v41i3.13775

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13775