В фокусе авторов статьи «Государственные и подписные медиа, социальные сети, их потребление и доверие к государственной политике в период кризиса COVID-19» (Mainstream, on-demand and social media consumption and trust in government handling of the COVID crisis), Тал Лаор (Tal Laor) и Сабины Лисицы (Sabina Lissitsa), — анализ связи, существующей между отношением потребителей масс-медиа к контенту, связанному с COVID-19, представленному в основных средствах массовой информации, подписных сервисах и социальных сетях, и доверием к способности государства противостоять кризису. Исследование основано на онлайновом анкетировании 1005 (репрезентативная выборка) израильских граждан старше 18 лет. По результатам анкетирования исследователи делают выводы относительно восприятия потребителями медиа контента как источника информации, социальной солидарности, критики и тревоги. Согласно ответам респондентов, главным источником информации о пандемии являлись государственные/основные средства массовой информации. Положительная зависимость обнаружена между восприятием государственных масс медиа как источника критики и доверием к действиям правительства. Отрицательные ассоциации связаны с социальными сетями и подписными сервисами. Позитивная связь определяется также между представлениями о том, что социальные сети способствуют формированию социальной солидарности и доверия к правительственным действиям. Авторы делают вывод о том, что восприятие реальности есть результат синергетических усилий различных видов медиа, которые оказывают огромное влияние как на общество, так и на государство. Авторы применяют несколько теорий: теорию медийного недомогания, теорию порочного круга, теорию эхо-камеры, — для объяснения существующей зависимости между потреблением средств массовой информации и общественным доверием в условиях многообразия средств массовой информации и в период мирового кризиса.

Теория медийного недомогания — теория пагубного воздействия масс-медиа на общество, вызывающее его политическую апатию и отчуждение. Теория была предложена в 1976 году М. Робинсоном (Michael J. Robinson).

Э́хо-ка́мера — в теории СМИ — ситуация, при которой определённые идеи, убеждения усиливаются путём передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы (партия, круг единомышленников, субкультура). При этом подобные сообщения заглушают другие аналогичные информационные потоки.

Статья может быть интересна специалистам в сфере библиотековедения с точки зрения проблем формирования информационной грамотности в самом общем смысле, а также решения задач, связанных с распространением фейковой информации в период кризиса, подобного пандемии COVID-19.

  

УДК: 077:316 + 316.77

ГРНТИ: 19.45, 19.31, 19.51; 11.15.89; 04.51.54; 13.31.21

DOI: 10.1108/OIR-06-2021-0299

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-06-2021-0299/full/html