В журнале Liber Quarterly опубликована статья «Система журналов открытого доступа как педагогический инструмент в обучении научной публикации. Опыт библиотеки университета Хельсинки» (Open Journal Systems as a pedagogical tool to teach and learn scholarly publishing. The Helsinki University Library experience). Авторы статьи – Киммо Коскинен (Kimmo Koskinen), Маркку Ройнила (Markku Roinila) и Кати Сивалахти (Kati Syvälahti). Университетские библиотеки играют важную роль в реализации концепции открытой науки, в том числе, осуществляя поддержку научных исследований и образования. Библиотека университета Хельсинки на постоянной основе информирует пользователей об открытых образовательных ресурсах и сервисах.

Система Editori – журнальный сервис открытого доступа, созданный в университете Хельсинки и ориентированный на цели образования. Одновременно в нем реализована издательская функция, что отвечает современной тенденции к издательской подготовке научных ресурсов на базе самих университетов и их библиотек. Сервис, подобный этому, основанному на системе журналов открытого доступа (OJS), может быть использован в обучении студентов навыкам подготовки и издания научных работ. В 2019 г. библиотека университета Хельсинки запустила пилотный проект в форме семинара в рамках докторантуры факультета философии, искусств и общественных наук. Названы педагогические результаты данного проекта, связанные с формированием навыков научной коммуникации: докторанты попробовали себя не только в роли авторов, но и рецензентов, познакомились с издательским процессом и принципами научной этики, научились принимать критику и адекватно реагировать на нее в процессе подготовки научных статей. Приведены отзывы преподавательского состава и аспирантов, сделаны предположения относительно будущего данного сервиса. В целом, студенты и преподаватели считают платформу Editori интуитивно понятной и простой в использовании, при этом, однако, интенсивность обучения на начальном этапе признается преподавателями чрезмерной. Авторы отмечают вклад проекта в развитие открытого образования. Практика открытости, реализованная в рамках проекта, позволила опробовать инновационные педагогические модели. Докторанты выступили как равноправные создатели научного знания и участники научно-издательской деятельности, а библиотека — как равноправный партнер и участник образовательного процесса.

  

УДК: 022.42

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.18352/lq.10375

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10881