Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

Старший редактор журнала Мэтт Энис (Matt Enis) представляет в своей статье новый коммерческий сервис для библиотек: «Readtelligence – новый инструмент управления библиотечными фондами на базе искусственного интеллекта, реализуемый компанией OverDrive» (OverDrive Refines Readtelligence, a New AI-Driven Collection Management Tool).

Точная дата запуска сервиса еще не объявлена, однако компания OverDrive уже производит набор консультантов из числа специалистов публичных, университетских и школьных библиотек, что должно помочь ей довести до совершенства новейший инструментарий Readtelligence, который предназначается управления коллекциями электронных книг на базе искусственного интеллекта и который также будет включен в технологии глубокого обучения, позволяя анализировать каждую электронную книгу в рамках торговой площадки OverDrive Marketplace. Данный инструмент позволит осуществлять поиск заглавий в каталоге, получать метаданные, библиографическое описание, предметные рубрики MARC, BISAC, LOC, определять жанр и т. д.

Благодаря полнотекстовому индексированию инструментарий Readtelligence позволит библиотекарям осуществлять поиск с учетом расстояния между ключевыми словами и поиск во всем каталоге с использованием логических операторов. Таким образом, у пользователей появляется возможность оценить релевантность контента.

Например, школьные учителя и библиотекари жалуются, что иногда в якобы детских книгах обнаруживается недетское содержание, и в этом случае инструменты Readtelligence позволят выявить такой контент. Между тем, по заявлениям представителей OverDrive, блокирование и цензурирование содержания находится полностью за рамками целей и задач данного проекта, и реализуемые функции никак не заменяют ни курирования данных, ни отбора литературы.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=overdrive-refines-readtelligence-a-new-ai-driven-collection-management-tool

В январе в журнале Online Information Review опубликована статья «Так называемый «пользовательский контент»: поиск определения в эпоху социальных сетей» (The “so-called” UGC: an updated definition of user-generated content in the age of social media) Марcелло Луиса Барбосы дос Сантоса (Marcelo Luis Barbosa dos Santos).

В отсутствие точного определения концепции «пользовательского контента» весьма сложно отследить эту тему в публикациях и изучать ее последовательно с привлечением полученных ранее данных. Автор предлагает свое определение пользовательского контента — центрального элемента в рамках феномена социальных сетей, существующих уже не менее 20 лет. Автор предпринял мультидисциплинарный обзор 61 научной публикации по проблеме пользовательского контента. Путем деконструкции, конвергенции, сопоставления и обобщения различных определений и методологий он попытался сконструировать широкое определение, учитывающее сложность данного феномена и соответствующее стандартам, принятым в общественных дисциплинах.

Пользовательский контент автор определяет как любой вид текста, данных или действий, созданный или реализованный пользователем онлайновых цифровых систем, опубликованный и распространенный тем же пользователем через независимые каналы, что имеет эмоциональные или коммуникативные последствия или само по себе, или в сочетании с другим опубликованным контентом из того же или иного источника.

Данная статья — первое исследование такого рода, целью которого является приглашение к серьезному диалогу относительно подходов к изучению пользовательского контента, принятых в различных дисциплинах. До сих пор данное понятие оставалось в тени более широкого феномена — социальных сетей. Между тем без пользовательского контента социальные сети не существовали бы вовсе или не имели бы того общественного влияния, которое приобрели в своем нынешнем виде. Точно так же и пользовательский контент как объект научных исследований зависит от развития и укрепления позиций социальных сетей. Данная статья призвана ввести в научный дискурс понятие пользовательского контента для будущих исследований.

  

УДК: 004.738.5

ГРНТИ: 19.31

DOI: 10.1108/OIR-06-2020-0258

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-06-2020-0258/full/html

В настоящее время в библиотеках объем метаданных растет пропорционально увеличению цифровых коллекций, причем сейчас, как правило, работа с метаданными – это совместный процесс, в котором задействованы нескольких библиотечных отделов. Сотрудники Университета штата Иллинойс в Чикаго (США) Мингьян Ли (Mingyan Li), Трейси Сенека (Tracy Seneca) и Меган Келлер Янг (Megan Keller Young) в статье «Контент и контекст: тематическое исследование сотрудничества в области метаданных» (Content and Context: A Case Study of Metadata Collaboration) показывают, как учет различий в поведении конечных пользователей и точек зрения различных подразделений на метаданные может улучшить рабочий процесс создания цифровых объектов.

Библиотека Университета штата Иллинойс в Чикаго предоставляет доступ к более чем тридцати цифровым коллекциям через платформу CONTENTdm (https://www.oclc.org/en/contentdm.html), которой также пользуются более девяноста библиотек штата. В библиотеке никогда не было собственной платформы для управления и хранения цифровых файлов, и поскольку платформа CONTENTdm используется совместно с другими библиотеками и нет общего стандарта метаданных, пользователи не могли эффективно осуществлять поиск по коллекциям университета. Также в CONTENTdm представлена лишь небольшая часть оцифрованных фондов библиотеки.

Для устранения этих проблем было решено внедрить систему управления цифровыми ресурсами LibSafe DAMS (Digital Asset Management System) от компании LibNova. Система предусматривает комплексные решения для сохранения цифровых данных, миграции форматов, настраиваемый пользовательский интерфейс и возможность поиска по всем коллекциям библиотеки. Также среди функций, которые предлагает LibSafe DAMS – использование средств просмотра контента, соответствующих Международной структуре совместимости изображений (International Image Interoperability Framework, IIIF). Традиционно созданием метаданных для цифровых коллекций занимались два отдела библиотеки: отдел специальных коллекций и архивов и отдел цифровых программ и сервисов. С переходом на LibSafe к рабочему процессу также подключился отдел комплектования и управления ресурсами, и таким образом была создана многопрофильная рабочая группа по метаданным. В статье представлены три направления работы с метаданными для цифровых объектов. Как правило, библиотекари, работающие со специальными коллекциями и архивами, сосредоточены на сохранении ценной контекстуальной информации и интеллектуальном контроле над оригиналами единиц хранения; между тем, каталогизаторы уделяют больше внимания точному описанию контента для улучшения доступа и обнаружения, а сотрудники цифровых служб больше сфокусированы на представлении и поиске метаданных в DAMS. В статье описан рабочий процесс, в ходе которого специалисты трех отделов библиотеки смогли привнести свой уникальный опыт в процесс создания метаданных; показано, как такое объединение помогает удовлетворить запросы различных групп конечных пользователей; приведены два конкретных примера и предложены дальнейшие шаги по совершенствованию рабочего процесса. По мнению авторов, будущие усилия по укреплению баланса контента и контекста метаданных могут быть сосредоточены в трех областях: агрегированная оцифровка и описание, усовершенствование технологий и переход от линейной к круговой модели рабочего процесса.

  

УДК: 021.6:001.103.2

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.19.15, 20.23.29

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.234

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/234

Летом многие поставщики информационных услуг для библиотек сделали значимые объявления, которые прозвучали, в том числе, на состоявшейся в Чикаго конференции Американской библиотечной ассоциации (22-27 июня 2023 г.). Мэтт Энис (Matt Enis), редактор традиционной колонки LJ «Технологии», подробно рассказывает об этом в своей статье «Новости от провайдеров. Июнь-июль 2023 г.» (Vendor News Roundup June–July 2023). Перечислим некоторые события.

Компания Clarivate, в которую теперь входят компании ProQuest, Web of Science, ScholarOne, другие ресурсы и платформы, объявила о заключении, в рамках своей новейшей стратегии развития сервисов искусственного интеллекта (ИИ), партнерского соглашения с AI21 Labs. Будет проведено обучение языковой модели AI21 Labs с использованием надежного научного контента, представленного в продуктах и на платформах Clarivate, что позволит, как предполагается, обеспечить возможность «интерактивного поиска» по всем базам данных и коллекциям компании.

Компания OCLC представила разработанные искусственным интеллектом рекомендации по печатным и электронным изданиям в своих базах данных WorldCat.org и WorldCat Find. Также OCLC объявила о партнерском соглашении, заключенном с Академическим альянсом Большой десятки в целях развития программы заимствования в рамках консорциума библиотек, каковым она является, и развития собственного продукта OCLC Resource Sharing for Groups, а также совершенствования службы межбиблиотечного абонемента UBorrow, обеспечивающей быстрый доступ к 90 млн изданий в 15 библиотеках альянса.

Академический альянс Большой десятки (Big Ten Academic Alliance), ранее Комитет по институциональному сотрудничеству (до 2016 г.), является консорциумом 16 университетов: Университета Индианы в Блумингтоне, Университета шт. Мичиган, Университета шт. Огайо, Университета шт. Пеннсильвания, Университета Пёрдю, Университета Ратгергс в Нью-Брансвике, Университета Урбана-Шампейн, Университета Айовы, Университета Мэриленда в Колледж-Парке, Университета Мичиган, Университета Миннесоты, Университета Небраски в Линкольне, Университета Висконсина в Мэдисоне.

Компания Sage объявила о партнерском проекте с подкастом Planet Money [Планета денег], проектом Национального общественного радио, который предусматривает проведение серии интерактивных цифровых тематических исследований в сфере бизнеса, призванных знакомить студентов с экономическими и финансовыми концепциями. Прошедшие рецензирование у экспертов, 20 реальных тематических исследований («кейсов») в сфере бизнеса являются частью коллекции Sage Business Сases.

Компания Gale выпустила два новых цифровых архива: исторический архив газеты The Mail за 1982-2011 гг. и архив документов, посвященных Китаю: China and the Modern World: Hong Kong, Britain, and China. Часть 2: 1965-1993.

Компания EBSCO объявила о завершении очередного этапа развития библиотечной платформы FOLIO Open Source Library Services Platform (LSP). Теперь компания обслуживает более 100 библиотек по всему миру, предлагая им такие услуги, как хостинг, обучение, внедрение и миграцию данных, разработку отдельных функций, связанных с использованием FOLIO.

Проект MUSE, реализуемый Ассоциацией университетских издательств стран Латинской Америки и Карибского региона и представляющий более 350 издательств, добавил на свою платформу книжный контент на испанском и португальском языках.

Internet Archive реализовал научно-исследовательский архивный сервис Archives Research Compute Hub (ARCH), позволяющий пользователям создавать и анализировать цифровые коллекции, генерировать для исследовательской работы наборы данных (полные тексты, изображения, PDF-файлы, графика и т.д.) непосредственно в браузере или через приложения. В приложениях Jupyter Notebooks, Google CoLab, Gephi и Voyant доступна визуализация.

Коалиция библиотечных издательств Library Publishing Coalition (LPC) опубликовала «Этическую модель для библиотечных издательств» в версии 2.0. Документ опубликован по лицензии Creative Commons (CC BY), и любая библиотека может свободно им воспользоваться, а также копировать его и распространять.

Ассоциация научных издательств открытого доступа (Open Access (OA) Scholarly Publishing Association) и Указатель журналов открытого доступа (Directory of Open Access Journals) подготовили новую инструментальную библиотеку, охватывающую дружественный открытый веб-сайт, организованную коллекцию ресурсов, включающих, в том числе, редакционную модель для издателей; а также загружаемую версию для пользователей, не имеющих стабильного Интернет-соединения.

Научно-информационная социальная сеть ResearchGate и издательство Wiley расширили рамки своего сотрудничества, распространив его на большинство журналов открытого доступа, издаваемых Wiley, в том числе на все издания ОД американского геофизического союза American Geophysical Union, Инженерно-технологического института (Institution of Engineering and Technology) и все журналы каирского издательства Hindawi. В настоящее время в портфолио Wiley входит контент 649 журналов, из которых 519 представлены в сети ResearchGate.

  

УДК: 004.658:004.89 + 025: 002.1-021.341

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/vendor-news-roundup-june-july-2023