В томе 71, выпуске 1 журнала Libri опубликована статья Питера Лора (Peter Lor), Брэдли Уайлса (Bradley Wiles) и Йоханнеса Бритца (Johannes Britz) «Переосмысление информационной этики: правда, теории заговора и библиотеки в эпоху COVID-19» (Re-thinking Information Ethics: Truth, Conspiracy Theories, and Librarians in the COVID-19 Era). Пандемия вируса COVID-19 - это не имеющий прецедентов в прошлом веке международный кризис общественного здравоохранения. Новизна и быстрое распространение вируса сделали наличие надежной информации и ее доступность особенно актуальными. Как опытные и пользующиеся доверием поставщики надежной общественной информации, библиотекари пытались отреагировать на «инфодемию» фейковых новостей, дезинформации и пропаганды с помощью различных стратегий, но пандемия COVID-19 представляет собой уникальную проблему с высокой смертностью. Серьезность нынешней ситуации требует, чтобы библиотекари и связанные с ними профессионалы переоценили этическую основу своего подхода к предоставлению информации, чтобы противостоять растущему влиянию теорий заговора в публичной сфере и при принятии официальных решений. В этой статье анализируется мировоззрение заговора и конкретные теории заговора COVID-19 при обсуждении того, как библиотеки могут решать проблемы истины и неправды этически разумными способами. В качестве вклада в предлагаемую авторами переоценку в статье представлена ​​этическая концепция, основанная на алетических правах - или правах на истину - в том виде, в каком они были задуманы итальянским философом Франкой Д'Агостини, и как эти права могут повлиять на профессиональные подходы, поддерживающие личную безопасность, открытые знания и социальную справедливость.

  

УДК: 616-036.2+316.77:004

ГРНТИ: 76.29; 20.01.04

DOI: 10.1515/libri-2020-0158

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2020-0158/html

В ноябрьском номере журнала American Libraries опубликована статья «Проекты сотрудничества: как сделать крупномасштабные партнерские библиотечные инициативы более успешными» (The Necessity of Collaboration. How to make large-scale library initiatives more successful with partnerships). Автор — Валери Хортон (Valerie Horton), консультант, в прошлом — директор Minitex, консорциума, объединявшего библиотеки трех штатов, а также Библиотечного консорциума Колорадо. Автор статьи провела неформальное исследование и обнаружила, что типичная университетская библиотека сотрудничает с 15-25 партнерами, а большая публичная библиотека также ведет проекты сотрудничества – но у нее партнеров примерно в два раза меньше.

Базовыми характеристиками идеальной коллаборации являются четко очерченные цели и задачи, вовлеченность и заинтересованность участников, интенсивность использования ресурсов, желание участников адаптировать и менять процессы, взаимодействие через переговоры и возможные компромиссы, дружественность, обмен информацией и диалог, разделение полномочий и совместное принятие решений.

Основной мотивацией к проектам сотрудничества служат, как правило, снижение расходов и совершенствование ресурсов и услуг. Побочными продуктами их может стать приобретение новых знаний и перспектив развития, повышение эффективности и совершенствование рабочих процессов и рабочей среды.

Названы четыре базовых модели библиотечной коллаборации: элитная — закрытая иерархия, инновационный центр — открытая иерархия, инновационное сообщество — открытая линейная структура, консорциум — закрытая линейная структура.

Автор считает важными следующие условия и инструменты взаимодействия: постановка цели и задач, видение миссии; обязательства, взятые на себя партнерами; документированное основание коллаборации, документальная коммуникация; делегирование отдельных задач и обязательств; этапность; принятие решений путем консенсуса; признание заслуг партнеров; создание и укрепление дружественных личных и профессиональных связей; привлечение широкого круга участников; информирование о ходе проекта со стороны руководителя проекта и других участников; наличие инструментов коммуникации; компромиссы на ранних этапах для достижения масштабных целей на более поздних стадиях.

Причинами неудачи коллективных проектов являются, как правило, недостаточность финансовых ресурсов, неадекватность профессиональной поддержки и обучения, отсутствие мотивации и неправильная постановка целей, неэффективность руководства. Автор пишет об этических принципах библиотечной коллаборации. По ее мнению, это право каждого участника быть услышанным; право на существование и апробацию различных идей; прозрачность действий; ценность экспертного мнения и мнения иных специалистов; заинтересованность руководства в полновесном участии всех партнеров. Общая цель партнерских библиотечных проектов состоит в эффективном использовании ресурсов, в том числе, ограниченных, приобретении нового опыта, совершенствовании обслуживания пользователей.

  

УДК: 021.6

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/11/01/the-necessity-of-collaboration/

В январе 2021 г. был опубликован «Этический кодекс каталогизации», явившийся итогом многолетней работы международной группы экспертов – Комиссии по этике каталогизации при участии международного профессионального сообщества. В комиссию вошли шесть представителей США, Великобритании и Канады: Мэй Чен (May Chan), Джейн Дэниэлс (Jane Daniels), Сара Фёргер (Sarah Furger), Диана Пеннингтон Расмуссен (Diane Pennington Rasmussen), Элизабет Шумейкер (Elizabeth Shoemaker) и Карен Сноу (Karen Snow). В статье «Развитие и будущее Этического кодекса каталогизации» (The Development and Future of the Cataloguing Code of Ethics) они делятся воспоминаниями о совместной подготовке данного документа, говорят об извлеченных из этой работы уроках и будущем кодекса. Целью работы по разработке кодекса было создание динамичного документа, который стал бы основой для обсуждения текущих вопросов каталогизации, связанных с ее этической стороной, обобщение практического опыта и знаний. Этика каталогизации – совокупность принципов и ценностей, руководствуясь которыми каталогизаторы и специалисты по метаданным могут принимать обоснованные решения. Такими фундаментальными принципами являются:

- доступ к ресурсам и метаданным;

- понимание неизбежной предвзятости и признание ошибок;

- защита профессиональных интересов;

- сотрудничество;

- критическое применение стандартов;

- многообразие, равенство, инклюзивность;

- обучение и образование;

- уважение конфиденциальности и предпочтений сотрудников;

- ответственность и прозрачность;

- понимание и удовлетворение потребностей пользователей.

Полный текст Этического кодекса каталогизации см.: https://docs.google.com/document/d/1IBz7nXQPfr3U1P6Xiar9cLAkzoNX_P9fq7eHvzfSlZ0/edit

  

УДК: 025.355 + 174:021.1

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.1080/01639374.2022.2134247

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2022.2134247

Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686