В том же выпуске опубликована статья Акхилеша К. С. Ядава (Akhilesh K. S. Yadav) «Ключевые навыки и компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы в среде цифровой библиотеки: контент-анализ объявлений о вакансиях» (Key skills and competencies of LIS professionals in the digital library environment: a content analysis of job advertisements).

Цель исследования — выявление базовых навыков и компетенций в сфере библиотечно-информационного дела, в которых заинтересованы работодатели Индии. В своем исследовании автор отвечал на три вопроса: каковы возможности трудоустройства и статус специалистов в области информационно-библиотечного дела? каковы наиболее желательные и необходимые навыки, которые требуют от соискателей работодатели? кто является основным работодателем в сфере библиотечно-информационного дела?

Сбор данных происходил на базе крупнейшего в Индии еженедельного журнала по поиску работы «Employment News». В журнале публикуются свежие вакансии государственных учреждений центрального и местных правительств, общественных организаций и частных компаний. Журнал не публикует вакансии частных учебных заведений, промышленных организаций и крупных корпораций, поэтому рынок вакансий в библиотечно-информационной сфере представлен в исследовании не полностью. Выпуски журнала, опубликованные в 2016-2020 гг., были проанализированы на предмет поиска вакансий на постоянные, краткосрочные и заместительные позиции, а также выявления необходимых компетенций. Всего рассмотрено 1932 вакансии, представленные в 263 выпусках журнала.

Полученные данные позволяют утверждать, что основными работодателями в библиотечно-информационной сфере являются государственные университетские и школьные библиотеки. Одним из наиболее часто встречающихся требований к соискателю является профессиональный опыт. Кроме того, для работодателей важны такие навыки, как опыт руководства библиотекой или ее подразделением, компьютерные навыки, навыки управления, а также общекультурные навыки. Для высших библиотечных позиций формулируются такие должностные обязанности как управление библиотекой, контроль, закупка (комплектование) книг и журналов.

Названы и систематизированы разнообразные требования к кандидатам на библиотечные должности, например, специализация по отдельной тематике или академической дисциплине для работы с тематическими коллекциями, обладание ученой степенью (главным образом, речь идет о степени бакалавра или окончании аспирантуры в той или иной области науки и техники, библиотековедения, компьютерных наук и т.п.). Часто указывают на необходимость владения иностранными языками (помимо родного [одного из языков Индии] и английского). Навыки руководства библиотекой названы в 574 (14,92%) объявлениях (преимущественно на замещение высших должностей), знание компьютерных технологий и навыки работы с компьютерными системами – в 503 объявлениях (13,08%), управление библиотечными процессами — в 370 объявлениях (9,62%), работа с библиотечной документацией – в 366 объявлениях (9,51%), навыки контроля процессов – в 278 объявлениях (7,23%), технические навыки – в 271 объявлениях (7,04%). Менее одного процента (0,34%) объявлений содержали требование навыков работы с электронными библиотеками. В объявлениях иногда говорилось также об умении работы с перспективными технологиями будущего. Помимо прочего, автор отмечает, что вместо термина «библиотекарь» все чаще используют термин «информационный специалист».

Результаты исследования могут оказаться полезными для будущих специалистов, которые получат представление о том, каких знаний и навыков потребует от них рынок. Учебные заведения в сфере библиотековедения и информатики должны соответственно формировать компетенции, необходимые профессионалам в цифровую эпоху, как технического, технологического, так и общекультурного характера.

  

УДК: 023.5+005.96:021

ГРНТИ: 14.35; 13.31; 20.15.31; 13.15.63

DOI: 10.1108/LM-03-2021-0030

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-03-2021-0030/full/html