Library Management

 

В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

В том же выпуске опубликована статья Акхилеша К. С. Ядава (Akhilesh K. S. Yadav) «Ключевые навыки и компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы в среде цифровой библиотеки: контент-анализ объявлений о вакансиях» (Key skills and competencies of LIS professionals in the digital library environment: a content analysis of job advertisements).

Цель исследования — выявление базовых навыков и компетенций в сфере библиотечно-информационного дела, в которых заинтересованы работодатели Индии. В своем исследовании автор отвечал на три вопроса: каковы возможности трудоустройства и статус специалистов в области информационно-библиотечного дела? каковы наиболее желательные и необходимые навыки, которые требуют от соискателей работодатели? кто является основным работодателем в сфере библиотечно-информационного дела?

Сбор данных происходил на базе крупнейшего в Индии еженедельного журнала по поиску работы «Employment News». В журнале публикуются свежие вакансии государственных учреждений центрального и местных правительств, общественных организаций и частных компаний. Журнал не публикует вакансии частных учебных заведений, промышленных организаций и крупных корпораций, поэтому рынок вакансий в библиотечно-информационной сфере представлен в исследовании не полностью. Выпуски журнала, опубликованные в 2016-2020 гг., были проанализированы на предмет поиска вакансий на постоянные, краткосрочные и заместительные позиции, а также выявления необходимых компетенций. Всего рассмотрено 1932 вакансии, представленные в 263 выпусках журнала.

Полученные данные позволяют утверждать, что основными работодателями в библиотечно-информационной сфере являются государственные университетские и школьные библиотеки. Одним из наиболее часто встречающихся требований к соискателю является профессиональный опыт. Кроме того, для работодателей важны такие навыки, как опыт руководства библиотекой или ее подразделением, компьютерные навыки, навыки управления, а также общекультурные навыки. Для высших библиотечных позиций формулируются такие должностные обязанности как управление библиотекой, контроль, закупка (комплектование) книг и журналов.

Названы и систематизированы разнообразные требования к кандидатам на библиотечные должности, например, специализация по отдельной тематике или академической дисциплине для работы с тематическими коллекциями, обладание ученой степенью (главным образом, речь идет о степени бакалавра или окончании аспирантуры в той или иной области науки и техники, библиотековедения, компьютерных наук и т.п.). Часто указывают на необходимость владения иностранными языками (помимо родного [одного из языков Индии] и английского). Навыки руководства библиотекой названы в 574 (14,92%) объявлениях (преимущественно на замещение высших должностей), знание компьютерных технологий и навыки работы с компьютерными системами – в 503 объявлениях (13,08%), управление библиотечными процессами — в 370 объявлениях (9,62%), работа с библиотечной документацией – в 366 объявлениях (9,51%), навыки контроля процессов – в 278 объявлениях (7,23%), технические навыки – в 271 объявлениях (7,04%). Менее одного процента (0,34%) объявлений содержали требование навыков работы с электронными библиотеками. В объявлениях иногда говорилось также об умении работы с перспективными технологиями будущего. Помимо прочего, автор отмечает, что вместо термина «библиотекарь» все чаще используют термин «информационный специалист».

Результаты исследования могут оказаться полезными для будущих специалистов, которые получат представление о том, каких знаний и навыков потребует от них рынок. Учебные заведения в сфере библиотековедения и информатики должны соответственно формировать компетенции, необходимые профессионалам в цифровую эпоху, как технического, технологического, так и общекультурного характера.

  

УДК: 023.5+005.96:021

ГРНТИ: 14.35; 13.31; 20.15.31; 13.15.63

DOI: 10.1108/LM-03-2021-0030

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-03-2021-0030/full/html

Цифровой контент и цифровые технологии ставят перед информационными учреждениями серьезную задачу, связанную с отбором, обеспечением сохранности и доступа к информационным ресурсам. Ее решение требует от сотрудников библиотек новых профессиональных навыков и скоординированной совместной работы. Поэтому существует острая необходимость повышения осведомленности о новых тенденциях партнерского сотрудничества между научно-исследовательскими сообществами и университетскими библиотеками.

Сотрудники Университета Иордании Манал Ахмад Авамлех (Manal Ahmad Awamleh) и Фатен Хамад (Faten Hamad) в июне-июле 2021 г. провели опрос среди работников библиотек десяти государственных университетов Иордании (150 респондентов). Целью этого исследования было изучение: (1) степени осведомленности о цифровой сохранности, (2) восприятия сотрудниками важности цифровой сохранности, (3) политики цифровой сохранности, которой придерживаются в университетских библиотеках Иордании, (4) требований к цифровой сохранности и, наконец, (5) трудностей и проблем при обеспечении цифровой сохранности. Анализ результатов опроса приводится в статье «Цифровая сохранность информационных ресурсов в университетских библиотеках Иордании с точки зрения библиотекаря» (Digital preservation of information sources at academic libraries in Jordan: an employee’s perspective). Авторы отмечают, что все респонденты признали преимущества цифровой сохранности и ее значение для обеспечения длительного и надежного доступа к информации для пользователей библиотеки. Поэтому крайне важно повысить осведомленность библиотечного персонала о тенденциях и достижениях в области цифрового хранения, а также необходима четкая политика обучения сотрудников методам обеспечения сохранения и передовой практике в этой области. Библиотекам нужно выделять больше средств из своего бюджета на сохранение цифрового контента, и особенно на необходимое оборудование и аренду облачного хранилища для цифровых ресурсов. И наконец, важно наладить сотрудничество с другими библиотеками и научно-исследовательскими центрами для создания институциональных хранилищ на национальном уровне.

  

УДК: 004.658:027+004:02

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23; 81.93.29

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0088

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0088/full/html