В условиях пандемии система высшего образования Австралии столкнулась с множеством проблем, связанных с законодательством в области авторского права. В статье «Авторское право Австралии в эпоху COVID-19» (Copyright in the time of COVID-19: An Australian Perspective) представлен опыт Университетов Куртина и Мердока. Авторы — сотрудники этих университетов Аманда Беллингер (Amanda Bellinger) и Хелен Балфур (Helen Balfour). Обучение в этих университетах проходят в общей сложности 73 тысячи студентов, которые проживают не только в Австралии, но и в ОАЭ, Сингапуре, Малайзии. Специалистам в области авторского права приходится решать самый широкий спектр вопросов: от таможенного контроля учебных материалов, поставляемых в университеты других стран, до общих проблем, связанных с вторжением пандемии в жизнь многих стран и последовавшим за этим локдауном и «новой нормальностью» — предоставлением значительной части информации онлайн. Названы конкретные проблемы, связанные с предоставлением на законных основаниях доступа к учебным материалам (текстовым учебникам, главам из книг, материалам, распространяемых преподавателями среди студентов и т.д.). Рассматриваются виды лицензирования, принятые данными университетами, в том числе и главным образом, связанные с лицензированием использования цифровых материалов. Закон об авторском праве Австралии 1968 г. (действующий на территории Австралийского Союза) предусматривает сравнительно небольшие исключения для добросовестного использования (разделы 40 и 41) и более широкие, но не вполне четкие возможности интерпретации норм (раздел 200AB), что ограничивает доступ к информационным ресурсам в целях обучения, образования и научных исследований. Неопределенность в применении раздела 200AB усилилась в связи с пандемией. Авторы описывают свой опыт предоставления поддержки в области авторского права и адаптации соответствующих видов обслуживания в ответ на требования эпохи и указывают на то, что Министерство культуры и искусств Австралии проводит подготовительную работу по реформе законодательства в следующих областях: ограничение ответственности в случае использования «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью; включение в законодательство нового исключения для добросовестного использования в некоммерческих целях в форме цитирования; принятие поправок с учетом интересов библиотек и музеев и поправок в исключения в интересах системы образования; выработка более четкой государственной политики в сфере лицензирования.

  

УДК: 347.78+378.018.43:004.77

ГРНТИ: 10.41; 20.23.29; 13.31.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.16249

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/16249

Статья Кэрри Рассел (Carrie Russell) «Что же такое добросовестное использование: мифы и заблуждения об авторском праве» (Figuring Out Fair Use: Debunking copyright myths and misconceptions) является отрывком из книги того же автора «Все об авторском праве для школьных библиотекарей и специалистов средней школы системы К—12» (Complete Copyright for K–12 Librarians and Educators).

Для управления вопросами, связанными с авторским правом, необходимо осознать, какова цель законодательного обеспечения авторского права и иметь представление о его базовых концепциях – а это исключительные права, общественное достояние, требования по обеспечению защиты, — и применять все доступные библиотекам исключения во благо образовательного сообщества.

Автор последовательно разоблачает наиболее распространенные заблуждения относительно авторского права:

1. «Авторское право существует, чтобы авторы и иные творцы получали денежное вознаграждение за свои произведения». В Конституции США записано, что закон об авторском праве призван «содействовать прогрессу науки и прикладного искусства». Ключевая задача этого закона, отмечает автор, побуждать к созданию и распространению оригинальных, творческих произведений на благо общества. Политика в области авторского права нацелена на содействие общественному благу через обеспечение доступа к произведениям, которые мотивируют к обучению, вдохновляют на творчество, воспитывают хорошо информированных граждан, создают основу для личностного развития.

2. «Правообладатели бесконечно судятся с библиотеками, преподавателями и учебными заведениями». На самом деле число подобных исков невелико. К тому же надо осознавать, что именно библиотеки, школы и вузы используют произведения во имя общественного блага и «содействуют прогрессу науки». Согласно законодательству, эти учреждения (а также архивы, музеи, исторические общества и другие учреждения культуры) обладают особыми правами.

3. «Произведения, защищенные авторским правом, являются собственностью своих создателей или правообладетелей». Иногда ошибочно полагают, что закон об авторском праве есть то же самое, что закон об интеллектуальной собственности и всяческое несанкционированное использование этой «собственности» запрещено. Между тем, закон об авторском праве является предписанием, вмешательством закона в работу рынка – предоставляя правообладателям сохранять монополию на произведение – через эксклюзивное авторское право — во имя общественно-значимых целей.

4. «Существует четкие правила и четкие ответы на возникающие в связи с авторским правом вопросы». На самом деле многие случаи применения закона могут рассматриваться индивидуально.

5. «Добросовестное использование — это нечто сложное в понимании и применении». Между тем, существует 4 фактора, определяющих добросовестность использования (цель использования, природа публикации, объем использования и влияние на рыночную ценность использованного произведения), понимание которых в большинстве случаев позволит принимать решения естественным образом, хотя не всегда эти факторы будут определяющими.

Автор отмечает также, что излишняя предусмотрительность в отношении соблюдения авторских прав в некоторой степени противоречит ценностям библиотечного дела, педагогики, целям авторского права, между тем, принцип добросовестного использования указывает на наилучший путь к обеспечению баланса интересов пользователей и правообладателей.

  

УДК: 027.8 + 347.78.03:021.2

ГРНТИ: 13.31.20; 10.41

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/11/01/figuring-out-fair-use/