Статья каталогизатора музыкального отдела Библиотеки Конгресса США Криса Холдена (Chris Holden) «Произведение как библиографический объект: история, теория и практика» (The Bibliographic Work: History, Theory, and Practice) посвящена, главным образом, теоретическим и историческим моментам, связанным с определением такого объекта библиографической деятельности как произведение. Еще в ранних каталожных системах делалось различие между сущностью интеллектуального труда и его материальным воплощением. Произведением можно назвать не только монографию, но и музыкальное произведение, фильм, периодическое издание или сборник статистических данных. Автор показывает, как концепция «произведения» повлияла на развитие каталогизации, какое отражение она нашла в современных правилах каталогизации, как она соотносится с отдельными типами библиотечных ресурсов. Он делает акцент на важности понимания данной концепции.

  

УДК: 025.3

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2020.1850589

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2020.1850589

Статья «Ставить ли произведение во главу угла?» (The Work in Question) Вейна де Фремери (Wayne de Fremery) и Майкла Бакленда (Michael Buckland) посвящена современным моделям каталогизации. Международная конференция по принципам каталогизации (Париж, 1961) положила начало распространению концепции, введенной в оборот Сеймуром Любецким, который предложил различать «книги» как особые физические объекты и «произведения» как концептуальные абстракции, связанные с творческим трудом конкретных авторов.

Сеймур Любецкий (Seymour Lubetzky, 1898-2003) – один из крупнейших каталогизаторов и библиотекарей США. Разработанная им теория каталогизации намного упростила процесс поиска и заказа той или иной книги в любой библиотеке страны. Теория и принципы каталогизации Любецкого выходит за рамки системы Дьюи.

Определение Любецкого, данное «произведению», вошло во многие схемы каталогизации, существующие в мире, в том числе в «Функциональные требования к библиографическим записям» (Functional Requirements for Bibliographic Records, FRBR). Однако сегодня FRBR и другие модели организации знания, в которых «произведения» являются первостепенным организующим объектом, теряют свое центральное место. Постепенно они превращаются в одну из многих концепций агрегации объектов в группы и подгруппы в зависимости от того, каким образом они могут быть полезны пользователям инструментов организации знаний, например, таких как каталоги. В 2017 г., в целях создания ориентированных на пользователя и более полезных для него каталогов, FRBR были приведены в соответствие с моделями «Функциональных требований к авторитетным данным» (Functional Requirements for Authority Data, FRAD) и «Функциональных требований к предметным авторитетным данным» (Functional Requirements for Subject Authority Data, FRSAD), и была создана Эталонная модель библиотечных данных IFLA (Library Reference Model, LRM). Авторы модели IFLA LRM описывали общий подход и методологию процесса разработки модели как те же, что были приняты в оригинальной разработке FRBR, а именно как метод анализа, который начинается с вычленения объекта, представляющего главный интерес для пользователей библиографической записи. Авторы описывают различные модели представления данных, которые позволяют осуществлять различные виды библиографического учета и контроля.

  

УДК: 025.31 + 001.103

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.5860/lrts.67n4.124

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8135