В очередном выпуске журнала опубликована статья «Идеальное место работы для библиотекаря. Анализ организационных функций университетских библиотек Южной Кореи» (What makes a “happy” workplace for librarians? Exploring the organizational functions of academic libraries in South Korea). Авторы – Гиёнг Ким (Giyeong Kim), Хоа Ким (Chohae Kim), Го Юн Ли (Go Eun Lee), Джиун Йен (Jieun Yeon), Джи Йен Ли (Jee Yeon Lee). Целью их исследования является анализ функций и проблем организации университетских библиотек Южной Кореи. Университетские библиотеки призваны поддерживать учебный процесс, отвечая на информационные запросы преподавателей и студентов и формируя у них навыки информационной грамотности. Достижение этих целей обеспечивается внутренними кадровыми ресурсами библиотек, их организационной структурой, рабочими процессами, а также внешней средой. С развитием и внедрением новейших технологий, с изменением роли библиотеки в образовательном пространстве неизбежно меняются и ее организационные функции. Организационная функция — процесс распределения обязанностей и координации усилий работников для обеспечения максимальной эффективности в достижении целей деятельности. Это подразумевает постановку задач, разработку организационной структуры, делегирование полномочий, привлечение исполнителей и ресурсов; формирование материального и социального каркаса организации, обеспечение внутренней и внешней коммуникации. Проведены развернутые интервью с 19 библиотекарями, выполнен контент-анализ этих интервью. В результате выявлены организационные характеристики, присущие внутренним функциям библиотеки (такие как коммуникация, лидерство, мотивация, командная работа), и ее внешним функциям (такие характеристики, как сотрудничество с внешними административными подразделениями, использование персональных профессиональных связей). Обнаружены взаимозависимости между функциями. В частности, лидерская, инициативная позиция руководства, эффективная коммуникация специалистов и их сотрудничество – необходимые условия последовательной мотивации сотрудников и повышения эффективности работы коллектива в целом, что также положительно влияет на репутацию университетской библиотеки; между тем, признание роли библиотеки со стороны университетской администрации влияет на ее финансирование и функционирование.

  

УДК: 023.5 + 005.96:021

ГРНТИ: 13.31.15, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102594

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001100

Статья Магдалены Бак-Майер (Magdalena Bak-Maier) «Пять советов о том, как повысить исследовательскую культуру» (Five Tips to Improve Your Research Culture) предназначена руководителям научно-исследовательских подразделений. Автор пишет о том, что может помочь им выстроить эффективную рабочую среду, здоровый устойчивый коллектив, в котором научные сотрудники демонстрируют высокий результат и обладают необходимыми знаниями и навыками. Основой этого служит культура научно-исследовательской деятельности, компетенции и установки лидера-руководителя. К культуре научно-исследовательской деятельности относят поведение, ценности, ожидания, установки и нормы, принятые в том или ином сообществе. Культура зависит от многих факторов: это ее история, внешние и внутренние ожидания, ценности и культурные нормы, а также динамика отношений и системы управления. Автор предлагает вниманию читателей пять практических советов, которые могут помочь оздоровить и укрепить культуру научно-исследовательского коллектива.

• Трезвая оценка существующего уровня научно-исследовательской культуры, индивидуальной и коллективной.

• Выявление главных ценностей данного научно-исследовательского коллектива. Это может быть и «результат любой ценой», но и доверие, честность, профессионализм, командная работа, открытость к дискуссиям, эффективное разрешение конфликтов.

• Выстраивание коммуникации, принятие общего плана действий.

• Умение лидера критиковать без излишних негативных оценок, без покушений на мотивацию, моральное состояние и самооценку сотрудников, с целью достижения взаимопонимания, результативности работы, поддержания здоровых отношений.

• Понимание культурных различий и разнообразия, существующего в коллективе.

Позитивное и сознательное поведение, систематическая рефлексия, обратная связь, — все это необходимые условия формирования культуры эффективного научно-исследовательского коллектива.

  

УДК: 001.8:001.32+001.89:005

ГРНТИ: 12.41.31, 12.21.69, 12.31, 12.21.45, 12.79.65, 12.21.65

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/five-tips-to-improve-your-research-culture_lj230315

В январе в журнале также опубликована статья «Самоархивирование как функция научной деятельности: восприятие, модели, мотивация и проблемы, стоящие перед исследователями» (Researchers’ perceptions, patterns, motives, and challenges in self-archiving as a function of the discipline), авторами которой выступили Шломит Хадад (Shlomit Hadad) и Ноа Аарони (Noa Aharony). Они пишут о том, что «зеленый путь», являющийся наиболее экономичным способом реализации политики открытого доступа (ОД), способен увеличить охват читательской аудитории и усилить влияние результатов научно-исследовательской деятельности.

«Зелёный путь», или самоархивирование, подразумевает публикацию работ в традиционных коммерческих научных журналах c одновременным размещением в открытых источниках — крупных тематических. или институциональных репозиториях, а также на личных сайтах авторов. Статьи размещаются в репозиториях как в виде препринтов, так и уже опубликованных версий. «Зеленый путь» реализуется как стратегия Будапештской инициативы открытого доступа (Budapest Open Access Initiative) — принятой в 2002 г. Будапештская инициатива определяет ОД как бесплатный доступ к научной литературе, осуществляемый через интернет и позволяющий любому пользователю читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты работ при отсутствии любых финансовых, правовых и технических ограничений. Единственным возможным ограничением на распространение и воспроизведение работ является право автора на контролирование целостности текста, а также обязательное указание авторства при использовании и цитировании.

В исследовании проанализировано восприятие модели «зеленого пути» учеными и выявлены типы, модели, мотивы и проблемы самоархивирования статей в рамках «зеленого пути» к открытому доступу (в тематических и/или институциональных репозиториях и академических социальных сетях). Были проведены интервью 20 израильских ученых, представляющими как точные и инженерные, так и гуманитарные дисциплины (50/50). Осуществлен тематический анализ интервью снизу-вверх с последующим количественным сравнением. По результатам анализа обнаружено, что исследователи, представляющие точные и инженерные науки, прибегают к самоархивированию своих пре- и постпринтов в тематических репозиториях, считая это нормой научной деятельности, регламентированной требованиями финансирования, а также условием получения научного признания и заявления приоритетности. Исследователи из гуманитарной и социальной сфер предпочитают размещать ссылку на печатную версию статьи на веб-сайте академической социальной сети, и их целью является максимальная видимость их работы. Кроме того, обнаружилось, что представители гуманитарных и социальных наук недостаточно осведомлены о некоторых аспектах авторского права и существовании репозиториев ОД. Между отдельными дисциплинами выявлены существенные различия в том, где, когда, зачем и как ученые осуществляют самоархивирование и что считается юридически правильным вариантом «зеленого пути» ОД. Это диктует необходимость повышения осведомленности ученых об открытых тематических репозиториях и требованиях, которые предъявляют к самоархивированию издательства.

  

УДК: 004.738+004.77:001.89+004.632.057.8:001.89

ГРНТИ: 12.21.65; 13.31.19; 20.23.29; 12.41.55

DOI: 10.1177/09610006221146768

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221146768