В своей статье «Не только наука: эмоции в процессе разработки исследовательского предложения» (Beyond the search process: Exploring the affective stages in developing a research proposal) исследователи Дана Аладем (Dana Aladem) и Саджад Рехман (Sajjad Rehman) рассматривают этапы возникновения эмоций, включенные в модель процесса поиска информации (ППИ), разработанную Кэрол Култау.

Кэрол Култау (Carol Kuhlthau) -- американский педагог и исследовательница; внесла большой вклад в изучение проблематики, связанной со школьным образованием и библиотеками, информационной грамотностью и информационно-поисковым поведением. Разработала модель процесса информационного поиска, получившую ее имя. Модель процесса информационного поиска Култау описывает чувства, мысли и действия на шести этапах поиска информации и представляет целостный опыт поиска информации с точки зрения человека, указывает на важную роль аффекта в процессе поиска информации и утверждает принцип неопределенности в качестве концептуальной основы для библиотечных и информационных услуг.

Авторы анализируют то, каким образом чувства влияют на каждый из 6 этапов разработки исследовательского предложения: (1) этап инициации, когда человек осознает недостаточность своих знаний, и у него возникает чувство неуверенности; (2) этап выбора, когда определена основная тема исследования, и человек испытывает оптимизм и готовность начать поиск; (3) стадию погружения, когда исследователь может почувствовать растерянность и разочарование результатами поиска; (4) этап формулирования, когда область поиска сужается, и возникает чувство уверенности; (5) этап сбора информации, когда ощущается ясность; и (6) последний этап, связанный с представлением результатов поиска, когда человек либо удовлетворен им, либо разочарован. Модель Култау заставляет убедиться в том, что чувство тревожности является естественным аффектом, сопровождающим те или иные этапы образовательного процесса, о чем необходимо помнить. Исследование построено на качественных методах. Использован метод преднамеренной выборки: в исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальных наук Университета Кувейта, обучающихся по специальности «информатика» и выбравших для изучения курс по методологии исследовательской работы. С ними проведены интервью, на основании которых получены данные о чувствах, восприятии и мнениях участников. Результаты исследования демонстрируют, как менялись эмоции студентов на различных этапах, соответствующих модели ППИ Култау. Данное исследование имеет большое значение с точки зрения перспектив изучения информационного поведения. Оно будет полезно самим студентам, а также их преподавателям и кураторам для осознания роли эмоций на различных этапах исследовательской работы учащихся и необходимости сопровождения этой деятельности.

  

УДК: 025.4.03

ГРНТИ: 20.23.19, 20.51.17; 12.41.55, 12.31.31

DOI: 10.29173/lirg818

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/818

С проблемой избыточности информации и перенасыщенности информацией столкнулся каждый пользователь; она известна и библиотечным специалистам и вызывает растущий интерес научного сообщества, в том числе в сферах информационных и компьютерных наук. Этому посвящена статья «Информационная перенасыщенность: концептуальный анализ» (Information overload: a concept analysis) Мохамеда Амина Белаббес (Mohamed Amine Belabbes), Иана Рутвена (Ian Ruthven), Яшара Мошфеги (Yashar Moshfeghi), Дианы Расмуссен Пеннингтон (Diane Rasmussen Pennington). Авторы отмечают, тем не менее, что четкое понимание этого явления отсутствует, как и отсутствует консенсус на этот счет. Целью данного исследования является определение концепции «информационного перенасыщения». Проведен концептуальный анализ по методике Роджера. Он выполнен на базе корпуса документов, опубликованных между 2010 г. и сентябрем 2020 г.; в 151 документе речь идет о перенасыщенности информацией, а в 10 — о когнитивной перегруженности. Все эти документы относятся к сфере компьютерных и информационных наук и содержатся в базах данных ACM Digital Library, Scopus и Library and Information Science Abstracts (LISA). Термин «когнитивная перегруженность» предложен в качестве замещающего для «информационного перенасыщения». Проведенный анализ позволил выявить триггеры, проявления и последствия информационного перенасыщения. Триггеры относятся к информационным характеристикам, информационным потребностям, рабочей среде, индивидуальным когнитивным способностям и информационной среде. Авторы различают эмоциональные и когнитивные проявления информационного перенасыщения, его внутренние и внешние последствия.

  

УДК: 001.102+002:159.9+004

ГРНТИ: 20.01.07, 20.23

DOI: 10.1108/JD-06-2021-0118

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-06-2021-0118/full/html

В организации информации и знаний в рамках библиотечно-информационной деятельности, а также в современной теории классификации фасетный подход занимает огромное место. В статье «Фасетный анализ: эволюция идеи» (Facet Analysis: The Evolution of an Idea) Ванда Броутон (Vanda Broughton) рассматривает историю таких концепций, как «фасет», «фасетный анализ» и «фасетная классификация», и их интерпретацию в различных контекстах. Она отмечает, что интерпретация этих идей допускает множество разночтений, более того, термины зачастую используются как взаимозаменяемые без особого внимания к тем или иным техническим различиям. Так, например, термин «фасетная классификация» может быть интерпретирован достаточно узко для описания той или иной системы организации знаний, выстроенной средствами фасетного анализа, или же более широко — в отношении всего спектра деятельности, связанной с организацией информации с использованием фасетов. В статье более глубоко анализируется то, что называется классической школой фасетной классификации, в том числе идеи Ранганатана и Исследовательской группы по классификации, которая внесла значительный вклад в исследования и теорию классификации в области библиотечного дела и информатики.

Исследовательская группа по классификации (Classification Research Group) была образована в Англии в 1952 г. и действовала до 1968 г. В 1955 г. Группой был опубликован манифест «Необходимость фасетной классификации как основы всех методов информационного поиска» (The need for a faceted classification as the basis of all methods of information retrieval).

Автор обращается не только к идее фасетного анализа и целям его применения, но также говорит о языке, используемом для описания фасетного анализа. Сегодня влияние фасетного подхода можно увидеть в каждом из инструментов предметной каталогизации и поиска: классификациях, тезаурусах, предметных рубриках, директориях, онтологиях; как в библиотеках, так и во Всемирной сети. Автор отмечает, что со временем фасеты стали применяться для решения широкого круга задач: расстановки изданий, организации знаний, поиска, навигации и визуализации. Они также используются в предметном анализе, семантическом анализе текстов и изображений, для решения теоретических задач библиотечно-информационных наук.

  

УДК: 025.4.016

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.1080/01639374.2023.2196291

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2023.2196291