IFLA Journal

 

Специальный выпуск журнала IFLA Journal под названием «Стратегии сохранности и курирования» (Preservation storage and curation strategies) посвящен описанию различных методик хранения печатных и цифровых коллекций с учетом существующих конкретных ограничений и возможностей в различных типах библиотек. Редакторы этого выпуска, Рейнхард Альтенхонер (Reinhard Altenhöner) из Берлинской государственной библиотеки (Германия) и Джейкоб Надаль (Jacob Nadal) из Библиотеки Конгресса (США), подготовили подборку статей в поисках ответов на вопросы – какую стратегическую функцию в библиотеках играет хранилище? как взаимосвязаны выбор типа хранилища и весь спектр видов деятельности библиотеки, от сохранности до обеспечения доступа к данным?

Ежедневно библиотеки принимают осознанные решения о выборе моделей обслуживания, определяемые их ресурсами и целями и реализуемые в стратегии хранения. Сохранность фондов требует значительных финансовых расходов, однако библиотеки при эффективном управлении должны получать ощутимую выгоду от этих инвестиций. Проекты крупных учреждений, таких как Берлинская государственная библиотека и Библиотека Конгресса, помогают найти новые возможности и технологии в области сохранности данных, но они не могут быть унифицированным решением для всех библиотек.

В выпуск вошли следующие материалы:

1. Интервью с руководителем отдела по работе с фондами Национальной библиотеки Новой Зеландии Питером Уайтхедом (Peter Whitehead), а также архивариусом и главным советником маори по программе «Тахуху» Хинеранги Химионой (Hinerangi Himiona), «Тахуху: программа сохранения памяти нации» (Tāhuhu: Preserving the Nation’s Memory Programme).

2. Статья сотрудников отдела сохранности и консервации им. Барбары Голдсмит Библиотечной системы Нью-Йоркского университета (США) Шанталь Стайн (Chantal Stein), Джессики Пейс (Jessica Pace), Лоры Макканн (Laura McCann) «Идентификация и хранение пластиковых материалов в библиотеках и архивах» (Identification and storage of plastics in libraries and archives).

3. Статья доцента Университета Махараджи Бир Бикрам (Индия) Судипа Бхаттачарджи (Sudip Bhattacharjee) «Хранение рукописей в тропическом климате саванны на северо-востоке Индии» (Curation of manuscripts in the tropical savanna climate of north-eastern India).

4. Статья сотрудников Национальной библиотеки Франции Селин Аллен (Celine Allain) и Софи Герино (Sophie Guerinot) «Система защиты от наводнений в хранилище Национальной библиотеки Франции» (Preservation storage in a flood damage mitigation effort at the National Library of France).

5. Статья сотрудников Британской библиотеки (Великобритания) Паулины Кралки (Paulina Kralka) и Марии Музарт (Marya Muzart) «Свитки Дуньхуан: инновационные решения для хранения в Британской библиотеке» (Dunhuang scrolls: Innovative storage solutions at the British Library).

6. Статья помощника специалиста по профилактической консервации Центра Гарри Рэнсома Техасского университета в Остине (США) Женевьев Пирс (Genevieve Pierce) «Проект по обеспечению сохранности коллекции раскадровок Дэвида О. Селзника: тематическое исследование» (The David O. Selznick storyboard rehousing project: A case study).

7. Статья «Решаем, как принять решение: использование критериев цифровой сохранности» (Deciding how to decide: Using the Digital Preservation Storage Criteria) коллектива авторов: Сибил Шефер (Sibyl K. Schaefer) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США); Нэнси Макговерн (Nancy Y. McGovern) из Библиотечной системы Массачусетского технологического института (США); Эльд Зирау (Eld M. O. Zierau) из Королевской библиотеки Дании; Андреа Геталс (Andrea L. Goethals) и Синтии Ву (Cynthia C. M. Wu) из Национальной библиотеки Новой Зеландии.

8. Статья «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) сотрудников Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсмы (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиина Клеппе (Martijn Kleppe) и сотрудницы Технологического университета Делфта Марции Лоддо (Marzia Loddo).

9. Статья специалиста Европейского исследовательского центра консервации и реставрации книг и документов Дунайского университета в Кремсе (Австрия) Патрисии Энгель (Patricia Engel) «Применимость традиционных народных методов обеспечения сохранности в современной библиотечной практике Индонезии» (Applicability of traditional storage methods in Indonesia for today’s conservation practice).

10. Статья «Натуральные антибактериальные средства для обработки фондов» (Natural ingredients for a bacteria-free library collection) двух специалистов библиотек индийских колледжей – Антонетт Мохан Лобо (Antonette Mohan Lobo), Колледж искусств, науки и торговли Южно-Индийского общества образования, и Мадхури Тикам (Madhuri Tikam), Торгово-экономический колледж Хассарама Риджхумала.

Редакторы выпуска отмечают, что сохранение коллективной памяти — будь то в печатной или цифровой форме — является общей задачей библиотек. Необходимость особого внимания к сохранности особенно важна в условиях стремления общества к обеспечению устойчивого развития, что изо дня в день ставит перед нами все более сложные задачи во многих аспектах нашей жизни.

Аннотации статей, вошедших в специальный выпуск, размещены в отдельном разделе с переводом на все рабочие языки IFLA, в том числе и на русский язык: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221099140

  

УДК: 022.4+025.7./9:005.922.7

ГРНТИ: 13.31.91; 20.17.17

DOI: 10.1177/03400352221093475

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/toc/iflb/48/2

В результате чрезвычайной ситуации, вызванной мировой пандемией COVID-19, университетским библиотекам Латинской Америки пришлось срочно корректировать и адаптировать различные виды своей деятельности, обслуживания и ресурсов. В течение первого учебного семестра 2020 г. решение о временном прекращении очного обучения в учебных заведениях коснулось почти 1,1 млрд студентов по всему миру. Всемирные агентства, такие как ЮНЕСКО, развернули ряд образовательных инициатив. Так, например, Глобальная коалиция по вопросам образования предложила новые подходы к разработке более открытых и гибких систем образования будущего.

Глобальная коалиция по вопросам образования организована для поддержки стран в расширении масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении наибольшего охвата детей и молодежи. Коалиция ставит целями:

• оказание помощи странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения с использованием высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологических подходов;

• поиск справедливых решений и обеспечение всеобщего доступа;

• обеспечение скоординированных мер реагирования и недопущение дублирования усилий;

• содействие возвращению учащихся в классные комнаты при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся.

В опубликованной в мае статье мексиканских авторов Лурдес Ферии Басурто (Lourdes Feria Basurto), Умберто Мартинеса-Камачо (Humberto Martinez-Camacho) и Алехандры Кальдерон-Свейн (Alejandra Calderon-Swain) «Технологические сценарии новой нормальности в университетских библиотеках Латинской Америки» (Technological scenarios for the new normality in Latin American academic libraries) приводятся количественные характеристики процессов, затронувших латиноамериканские библиотеки в связи с пандемией. Авторы представляют результаты исследования, посвященного восприятию библиотекарями проблем и результатов трансформации деятельности библиотек. Исследование строилось на основе анкетирования университетских библиотек. Приведен обзор литературы, представленной в базах данных Scopus, Web of Science, ERIC (Education Resources Information Center) и Directory of Open Access Journals , а также найденной при помощи поисковых систем Google Scholar, Semantic Scholar и Microsoft Academic. Обнаружено, что технологическая карта университетских библиотек Латинской Америки не обладает однородностью. В статье систематизированы направления трансформации технологической среды университетских библиотек в 2020 г. Отмечено, что произошли значительные изменения в использовании цифровых приложений, в сервисах, поддержке пользователей и обучении библиотечных специалистов, а также в среднесрочных планах библиотек. В условиях цифровой трансформации большую активность проявили как библиотечные специалисты, так и пользователи, а присутствие технологий в библиотеках стало более очевидным и для тех, и для других. Респондентами отмечены также такие моменты, как присутствие библиотек в социальных сетях, обновление библиотечных веб-сайтов и расширение доступа к ним, подготовка обучающих материалов, информационное обучение и оцифровка фондов. Значительный процент респондентов-библиотекарей высоко оценил практику онлайнового обучения, широко развернутую в латиноамериканском библиотечном сообществе в период пандемии. Ожидаемо высоким был отклик на возможность скачивать электронные книги и научные статьи. Неожиданно популярным оказались справочные сервисы — что авторы связывают с традиционной для Латинской Америки культурой межличностного общения. Авторы делают вывод о том, что «новая нормальность» находит место в библиотеках Латинской Америки и ее университетских сообществах.

  

УДК: 025.5:004.77+004:027/7(7/8=134)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 14.35.07

DOI: 10.1177/03400352211035412

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211035412

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894