Journal of Librarianship and Information Science

 

В своей статье «Применение теории графов в библиотечной сфере — построение фасетной структуры и обзор литературы по вопросу» (Application of graph theory in the library domain — Building a faceted framework based on a literature review) автор, Андреас Люшов (Andreas Lüschow), предлагает принципы структурирования, позволяющие применить теорию графов к библиотечной сфере. Библиотеки хранят огромное количество (мета)данных, между тем лишь малая их толика используется в научных исследованиях, однако другие провайдеры информации, такие как Web of Science, Scopus, Dimensions, Microsoft Academic Graph, Crossref и OpenCitations, выступают в роли систематического источника (мета)данных о научных публикациях и исследованиях. Между тем, библиотечные каталоги представляют собой не менее ценный и исчерпывающий источник информации. С начала 2000-х гг. наука о сетях развивается очень активно, и методы сетевого анализа применяются в изучении данных и феноменов реального мира. Множество источников данных можно представить в виде графа, описывая и сравнивая их характеристики. Такие библиографические данные, как ключевые слова, сведения о цитировании и соавторстве, являются объектом различных исследований и проектов. Поэтому целесообразно было бы и в сфере библиотековедческих исследований применять методы моделирования и анализа графов. Цель данной статьи — предложить ученым и библиотекарям стандартный инструментарий для структурирования научных работ. Для построения такой структуры применимы методы теории графов. Расширяемая структура состоит из множества фасетов, группируемых по пяти категориям (вершины графов, определения ребер графов, цели исследования, характеристики графов, методология), элементы которых могут вступать в произвольные комбинации. Имея в виду такие фасеты, библиотеки могут обращаться к ним как к опорным точкам, предлагая своим пользователям (мета)данные. В данной статье не приводятся формальные определения категорий в такой структуре и не рассматриваются вопросы интеграции с другими научными областями исследований, в которых графы активно используются (например, графы знаний), — это может стать объектом будущих исследований.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211036734

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036734

Сотрудники Видземского университета прикладных наук (Латвия) – директор по исследованиям в области СМИ, коммуникаций и управления Агнес Дэвидсон (Agnese Davidsone) и методист Кристин Кин (Kristine Kine) провели исследование, в задачи которого входило изучение роли публичных библиотек в повышении медиаграмотности и продвижении гражданского участия в Латвии. Результаты опубликованы в очередном номере журнала Journal of Librarianship and Information Science в статье «Публичные библиотеки Латвии как ресурс, партнер и инициатор продвижения медиаграмотности и гражданского участия в местных сообществах» (Latvian public libraries as a resource, cooperation partner and initiator for promoting media literacy and civic participation in local communities). В рамках исследования было проведено 15 полуструктурированных интервью с сотрудниками публичных библиотек. Опросы показали, что библиотекари могут помочь в формировании навыков потребления информации, предоставляя возможности обучения для всех членов общества. Однако возникает несколько проблемных аспектов, в том числе отсутствие специальных методических материалов для библиотек, трудности с охватом аудитории, которая нуждается в обучении медиаграмотности, и недостаточные навыки медиаграмотности у самих библиотекарей. Библиотекари, участвовавшие в исследовании, заявили, что им необходимы более актуальные знания в области медиаграмотности, соответствующие современным критериям оценки информации. Библиотеки также участвуют в формировании гражданской компетентности, в основном путем содействия различным формам гражданского участия и обеспечения равного доступа к инфраструктуре и библиотечным ресурсам. Сами библиотекари считают, что библиотеки способствуют повышению осведомленности местного сообщества и укрепляют его самобытность, тем самым укрепляя демократическое общество. Библиотеки также способствуют развитию у членов общества чувства ответственности, организуя различные мероприятия и привлекая граждан к волонтерской работе. Таким образом, публичные библиотеки могут стать более заметными в местных сообществах как поборники гражданского участия. Это, безусловно, потребует от библиотекарей более активной роли в общественной жизни и выстраивания партнерских отношений с местными сообществами.

  

УДК: 027.4+070.11

ГРНТИ: 13.31.23; 19.45

DOI: 10.1177/09610006211036736

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036736

Статья Рио Шиозаки (Ryo Shiozaki) «Потенциальные проблемы в обеспечении сохранности твитов в субъективном восприятии представителей японского общества» (Future uncertainties for preserving tweets: Peoples’ perceptions in Japan) имеет непосредственное отношение к этической проблематике и вопросам авторского права. Сегодня контент социальных медиа включает в себя беспрецедентное количество личных материалов и публикаций, отражающих наше время. Лишь в немногих странах и регионах приняты законодательные акты, обеспечивающие долгосрочный доступ к таким материалам, между тем документы, печатные и рукописные, в избытке сохраняются в законодательно закрепленных системах депонирования. Архивирование материалов социальных сетей в национальных библиотеках может быть интерпретировано как вмешательство государства и ограничение свободы высказываний, что может иметь совершенно непредсказуемые последствия. В статье представлены эмпирические данные, связанные с общественным мнением относительно контента социальных сетей, главным образом, открытых публикаций в Twitter, архивированных третьей стороной. Было проведено два опроса: с участием студентов университетов (Исследование I) и широкой публики (Исследование II). Опросы составлялись с опорой на три организационных пула: это собственно исследователи, организации, к которым относились респонденты, и Национальная парламентская библиотека Японии (National Diet Library). В результате приблизительно 30% респондентов в рамках Исследования I и 47% респондентов в рамках Исследования II (n = 728), соответственно, выражали несогласие с любым из гипотетических сценариев. Упорядоченный логический анализ, направленный на выявление взаимозависимости переменных, позволил предположить, что существуют и другие факторы. Таким образом, ни переменные, имеющие отношение к использованию Twitter или Интернета, ни демографические показатели не влияют на отношение людей к вопросу об архивировании. Безусловно, соблюдение права на частную жизнь и авторского права являлись самым первым аргументом в обсуждении архивации твитов, однако многие респонденты интуитивно выказывали негативную реакцию и без каких-либо аргументов. Среди респондентов была выявлена группа тех, кто с сомнением отнесся к ценности идеи архивного хранения таких постов и также проявлял дискомфорт в отношении вмешательства в частную жизнь. Проявляя уважение к мнению общественности, принимая концепцию архивирования личных документов, следует предусмотреть ограничительный характер процедуры архивирования (например, удаление постов или их анонимизация), а также провести общественные дебаты по вопросам о вмешательстве государственных организаций и продемонстрировать таким образом ценности, принятые в архивной деятельности.

  

УДК: 347.78(520)

ГРНТИ: 10.41.91

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211037392