В очередном номере журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship (том 5, выпуск 1) представлена рецензия Криса Моррисона (Chris Morrison) на книгу Эмили Хадсон (Emily Hudson) «Составление исключений из авторского права: от закона в книгах к закону в действии» (Drafting Copyright Exceptions: From the Law in Books to the Law in Action). В монографии Хадсон представлены данные, полученные в результате тысяч часов эмпирических исследований с участием сотен специалистов по авторскому праву в секторе культурного наследия. В монографии показано, как исключения из авторского права интерпретируются на практике, и делаются выводы о последствиях, которые это имеет для формирования норм и разработки исключений из авторского права. Книга будет интересна всем, кто решает вопросы, связанные с авторским правом в библиотеках, образовательных и исследовательских учреждениях.

Книга Эмили Хадсон «Составление исключений из авторского права: от закона в книгах к закону в действии» состоит из трех частей. Часть I содержит анализ законодательной базы и краткое изложение эмпирических выводов, а также обзор литературы по правилам и стандартам. Часть II содержит обзор интерпретаций исключений из авторского права в отдельных странах. В части III рассмотрены возможные пути распространения новых норм и практик в секторе культурного наследия, а также тенденции в законодательной сфере.

https://doi.org/10.1017/9781107338012

Крис Моррисон (Chris Morrison) - менеджер по авторскому праву, лицензированию и политике в Кентском университете. Он начал свою карьеру в области авторского права в обществе по коллективному управлению авторскими правами PRS for Music и перешел в библиотечную сферу в 2009 г., когда стал менеджером по обеспечению авторских прав в Британской библиотеке. Он имеет степень магистра в области авторского права с отличием от Королевского колледжа Лондона и является членом Университета Великобритании/Гильдии переговоров по авторскому праву и Консультативного комитета и Группы осведомленности правительства Великобритании об авторском праве. Он вместе с Джейн Секер (Jane Secker) является автором книги «Авторское право и электронное обучение: Руководство для практикующих» (Copyright and E-learning: A Guide for Practitioners). Он и Дж. Секер также были соучредителями отмеченного наградами блога copyrightliteracy.org и сопредседателями Специальной группы по авторскому праву и онлайн-обучению Ассоциации технологий обучения.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15210

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15210

В условиях пандемии система высшего образования Австралии столкнулась с множеством проблем, связанных с законодательством в области авторского права. В статье «Авторское право Австралии в эпоху COVID-19» (Copyright in the time of COVID-19: An Australian Perspective) представлен опыт Университетов Куртина и Мердока. Авторы — сотрудники этих университетов Аманда Беллингер (Amanda Bellinger) и Хелен Балфур (Helen Balfour). Обучение в этих университетах проходят в общей сложности 73 тысячи студентов, которые проживают не только в Австралии, но и в ОАЭ, Сингапуре, Малайзии. Специалистам в области авторского права приходится решать самый широкий спектр вопросов: от таможенного контроля учебных материалов, поставляемых в университеты других стран, до общих проблем, связанных с вторжением пандемии в жизнь многих стран и последовавшим за этим локдауном и «новой нормальностью» — предоставлением значительной части информации онлайн. Названы конкретные проблемы, связанные с предоставлением на законных основаниях доступа к учебным материалам (текстовым учебникам, главам из книг, материалам, распространяемых преподавателями среди студентов и т.д.). Рассматриваются виды лицензирования, принятые данными университетами, в том числе и главным образом, связанные с лицензированием использования цифровых материалов. Закон об авторском праве Австралии 1968 г. (действующий на территории Австралийского Союза) предусматривает сравнительно небольшие исключения для добросовестного использования (разделы 40 и 41) и более широкие, но не вполне четкие возможности интерпретации норм (раздел 200AB), что ограничивает доступ к информационным ресурсам в целях обучения, образования и научных исследований. Неопределенность в применении раздела 200AB усилилась в связи с пандемией. Авторы описывают свой опыт предоставления поддержки в области авторского права и адаптации соответствующих видов обслуживания в ответ на требования эпохи и указывают на то, что Министерство культуры и искусств Австралии проводит подготовительную работу по реформе законодательства в следующих областях: ограничение ответственности в случае использования «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью; включение в законодательство нового исключения для добросовестного использования в некоммерческих целях в форме цитирования; принятие поправок с учетом интересов библиотек и музеев и поправок в исключения в интересах системы образования; выработка более четкой государственной политики в сфере лицензирования.

  

УДК: 347.78+378.018.43:004.77

ГРНТИ: 10.41; 20.23.29; 13.31.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.16249

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/16249