В очередном номере журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship (том 5, выпуск 1) представлена рецензия Криса Моррисона (Chris Morrison) на книгу Эмили Хадсон (Emily Hudson) «Составление исключений из авторского права: от закона в книгах к закону в действии» (Drafting Copyright Exceptions: From the Law in Books to the Law in Action). В монографии Хадсон представлены данные, полученные в результате тысяч часов эмпирических исследований с участием сотен специалистов по авторскому праву в секторе культурного наследия. В монографии показано, как исключения из авторского права интерпретируются на практике, и делаются выводы о последствиях, которые это имеет для формирования норм и разработки исключений из авторского права. Книга будет интересна всем, кто решает вопросы, связанные с авторским правом в библиотеках, образовательных и исследовательских учреждениях.

Книга Эмили Хадсон «Составление исключений из авторского права: от закона в книгах к закону в действии» состоит из трех частей. Часть I содержит анализ законодательной базы и краткое изложение эмпирических выводов, а также обзор литературы по правилам и стандартам. Часть II содержит обзор интерпретаций исключений из авторского права в отдельных странах. В части III рассмотрены возможные пути распространения новых норм и практик в секторе культурного наследия, а также тенденции в законодательной сфере.

https://doi.org/10.1017/9781107338012

Крис Моррисон (Chris Morrison) - менеджер по авторскому праву, лицензированию и политике в Кентском университете. Он начал свою карьеру в области авторского права в обществе по коллективному управлению авторскими правами PRS for Music и перешел в библиотечную сферу в 2009 г., когда стал менеджером по обеспечению авторских прав в Британской библиотеке. Он имеет степень магистра в области авторского права с отличием от Королевского колледжа Лондона и является членом Университета Великобритании/Гильдии переговоров по авторскому праву и Консультативного комитета и Группы осведомленности правительства Великобритании об авторском праве. Он вместе с Джейн Секер (Jane Secker) является автором книги «Авторское право и электронное обучение: Руководство для практикующих» (Copyright and E-learning: A Guide for Practitioners). Он и Дж. Секер также были соучредителями отмеченного наградами блога copyrightliteracy.org и сопредседателями Специальной группы по авторскому праву и онлайн-обучению Ассоциации технологий обучения.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15210

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15210

В том же выпуске журнала коллектив канадских авторов, представляющих Библиотеку и музеи Университета Альберты – Аманда Вакарук (Amanda Wakaruk), Селин Гаро-Бреннан (Celine Gareau-Brennan) и Мэттью Питросану (Mattew Pietrosanu) – опубликовали исследовательскую статью «Шкала неуверенности, связанной с авторским правом» (Introducing the Copyright Anxiety Scale). Законы об авторском праве — общественно-политический инструмент регулирования отношений между создателями интеллектуальных продуктов и их потребителями, действующий в большинстве стран, включая Канаду и Соединенные Штаты. Исторически учебные программы, в том числе учреждений высшего библиотечного образования, не предусматривают обучение в области авторского права. Кроме того, в прессе и в социальных сетях представление проблем авторского права чаще всего связано с какими-либо чрезвычайными случаями и крупнейшими денежными претензиями. Все это, а также реальная сложность законодательства в области авторского права и его интерпретация, может ввести в затруднение как создателей интеллектуальных продуктов, так и их потребителей. Связанные с этим фрустрации и негативные эмоции тех, кому приходится сталкиваться с вопросами авторского права — а это юристы, преподаватели, библиотекари — описываются как опасение, неуверенность, замешательство. Эти состояния потенциально могут перерасти в страх перед авторским правом и заставить людей искать пути, отличные от законного использования материалов, защищенных авторским правом. Отсутствие информации о масштабах и проявлениях феноменов тревожности, неуверенности, страха перед использованием авторского права побудили авторов статьи создать «шкалу неуверенности», связанной с авторским правом. Они рассказывают о принципах разработки и тестировании пригодности данной шкалы. Результаты анкетирования широкого среза респондентов (n=521) в Канаде и США демонстрируют, что феномен неуверенности в отношении авторского права превалирует. В приложениях приведены анкета и таблицы с результатами ее обработки.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15212

 

Источник:

ttps://www.jcel-pub.org/article/view/15212