В условиях пандемии система высшего образования Австралии столкнулась с множеством проблем, связанных с законодательством в области авторского права. В статье «Авторское право Австралии в эпоху COVID-19» (Copyright in the time of COVID-19: An Australian Perspective) представлен опыт Университетов Куртина и Мердока. Авторы — сотрудники этих университетов Аманда Беллингер (Amanda Bellinger) и Хелен Балфур (Helen Balfour). Обучение в этих университетах проходят в общей сложности 73 тысячи студентов, которые проживают не только в Австралии, но и в ОАЭ, Сингапуре, Малайзии. Специалистам в области авторского права приходится решать самый широкий спектр вопросов: от таможенного контроля учебных материалов, поставляемых в университеты других стран, до общих проблем, связанных с вторжением пандемии в жизнь многих стран и последовавшим за этим локдауном и «новой нормальностью» — предоставлением значительной части информации онлайн. Названы конкретные проблемы, связанные с предоставлением на законных основаниях доступа к учебным материалам (текстовым учебникам, главам из книг, материалам, распространяемых преподавателями среди студентов и т.д.). Рассматриваются виды лицензирования, принятые данными университетами, в том числе и главным образом, связанные с лицензированием использования цифровых материалов. Закон об авторском праве Австралии 1968 г. (действующий на территории Австралийского Союза) предусматривает сравнительно небольшие исключения для добросовестного использования (разделы 40 и 41) и более широкие, но не вполне четкие возможности интерпретации норм (раздел 200AB), что ограничивает доступ к информационным ресурсам в целях обучения, образования и научных исследований. Неопределенность в применении раздела 200AB усилилась в связи с пандемией. Авторы описывают свой опыт предоставления поддержки в области авторского права и адаптации соответствующих видов обслуживания в ответ на требования эпохи и указывают на то, что Министерство культуры и искусств Австралии проводит подготовительную работу по реформе законодательства в следующих областях: ограничение ответственности в случае использования «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью; включение в законодательство нового исключения для добросовестного использования в некоммерческих целях в форме цитирования; принятие поправок с учетом интересов библиотек и музеев и поправок в исключения в интересах системы образования; выработка более четкой государственной политики в сфере лицензирования.

  

УДК: 347.78+378.018.43:004.77

ГРНТИ: 10.41; 20.23.29; 13.31.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.16249

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/16249