Journal of Academic Librarianship

 

В майском выпуске опубликована статья Элизабет Парк (Elizabeth E. Park) «Расширение возможностей справочно-библиографического обслуживания с использованием видеоматериалов с опорой на когнитивную теорию мультимедийного обучения» (Expanding reference through cognitive theory of multimedia learning videos). Многие годы библиотекари используют обучающие видеоматериалы, однако не всегда использование таких видео эффективно. Когнитивная теория мультимедийного обучения (КТМО) помогает библиотекарям опереться на научно-обоснованные принципы при разработке учебных видео, что позволяет им расширить границы справочно-библиографического обслуживания академической аудитории. Мультимедийное обучение может происходить с использованием книг или компьютерных ресурсов, содержащих изображения и тексты. В общих словах, когнитивная теория мультимедийного обучения описывает то, как визуальный нарратив воспринимается пользователем и как затем соединяется с уже существующим у пользователя знанием, образуя новое знание. В своем исследовании автор использовала принципы КТМО при создании видеоматериалов к курсовым заданиям, рассылая видео студентам через систему управления образовательным контентом. Это происходило в стратегически выверенный момент благодаря сотрудничеству с преподавателями, которые разъясняли студентам, каким образом материал видео соотносится с учебным курсом. Исследование носило характер квазиэксперимента с неравнозначной контрольной группой. К участию было привлечено 62 студента; кроме того, были получены данные по контрольной студенческой группе (55 человек). В результате знакомства с видеоматериалами случаи включения материалов из базы данных библиотеки увеличились в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе, не получившей видеоматериалов — немного меньше (3%).

По результатам исследования библиотекарям предложен инновационный метод справочно-библиографического обслуживания студенческой аудитории, строящийся на принципах КТМО, который расширяет возможности обучения в индивидуальной, онлайновой и гибридной образовательной среде.

  

УДК: 025.5:004+004.032.6:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102522

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000386

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362