Journal of Copyright in Education and Librarianship

 

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В том же выпуске журнала коллектив канадских авторов, представляющих Библиотеку и музеи Университета Альберты – Аманда Вакарук (Amanda Wakaruk), Селин Гаро-Бреннан (Celine Gareau-Brennan) и Мэттью Питросану (Mattew Pietrosanu) – опубликовали исследовательскую статью «Шкала неуверенности, связанной с авторским правом» (Introducing the Copyright Anxiety Scale). Законы об авторском праве — общественно-политический инструмент регулирования отношений между создателями интеллектуальных продуктов и их потребителями, действующий в большинстве стран, включая Канаду и Соединенные Штаты. Исторически учебные программы, в том числе учреждений высшего библиотечного образования, не предусматривают обучение в области авторского права. Кроме того, в прессе и в социальных сетях представление проблем авторского права чаще всего связано с какими-либо чрезвычайными случаями и крупнейшими денежными претензиями. Все это, а также реальная сложность законодательства в области авторского права и его интерпретация, может ввести в затруднение как создателей интеллектуальных продуктов, так и их потребителей. Связанные с этим фрустрации и негативные эмоции тех, кому приходится сталкиваться с вопросами авторского права — а это юристы, преподаватели, библиотекари — описываются как опасение, неуверенность, замешательство. Эти состояния потенциально могут перерасти в страх перед авторским правом и заставить людей искать пути, отличные от законного использования материалов, защищенных авторским правом. Отсутствие информации о масштабах и проявлениях феноменов тревожности, неуверенности, страха перед использованием авторского права побудили авторов статьи создать «шкалу неуверенности», связанной с авторским правом. Они рассказывают о принципах разработки и тестировании пригодности данной шкалы. Результаты анкетирования широкого среза респондентов (n=521) в Канаде и США демонстрируют, что феномен неуверенности в отношении авторского права превалирует. В приложениях приведены анкета и таблицы с результатами ее обработки.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15212

 

Источник:

ttps://www.jcel-pub.org/article/view/15212