Journal of Copyright in Education and Librarianship

 

Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

Пандемия вируса COVID-19 заставила архивы пересмотреть способы предоставления доступа к физическим коллекциям. Чтобы избежать ответственности за нарушения со стороны пользователей, архивы, как правило, возлагали на них ответственность за определение правообладателя и изготовление копий, опираясь на Раздел 17 Кодекса США, § 108. Поэтому если раньше сложные вопросы соблюдения авторского права, возникающие при воспроизведении документов, можно было обойти, потребовав, чтобы исследователи работали с архивными материалами лично, долгосрочное закрытие читальных залов и ограничение поездок на дальние расстояния означало, что архивам необходимо трансформировать рабочий процесс для обработки запросов пользователей на оцифровку материалов и предоставления доступа к коллекциям в удаленном режиме. Учитывая сложность подтверждения статуса авторского права, сотрудники архива часто основывают такие процедуры на оценке рисков.

В статье Кевина С. Хокинса (Kevin S. Hawkins) и Джули Джадкинс (Julie Judkins) из библиотеки Университета Северного Техаса «Разработка масштабируемого подхода к оцифровке архивов по запросам пользователей» (Formulating a Scalable Approach to Patron-Requested Digitization in Archives) предлагается модель рассмотрения запросов на оцифровку на основе оценки рисков в соответствии с законодательством США об авторском праве. В случаях, когда нет ограничений на доступ к коллекции (либо наложенных правообладателем, либо связанных с вопросами конфиденциальности или этики), предлагается применять масштабируемый рабочий процесс для проверки статуса авторских прав запрашиваемых материалов и, в случаях, когда у архива нет однозначного права на воспроизведение работы в полном объеме, частичную оцифровку документа в соответствии с определенными положениями Раздела 17 Кодекса США, § 108, или путем быстрой оценки рисков. Также авторы призывают Общество американских архивистов (Society of American Archivists) создать комитет экспертов для разработки типовой политики обслуживания удаленных пользователей архивных коллекций, которая будет востребована и по окончании кризиса COVID-19.

  

УДК: 930.25

ГРНТИ: 20.15.71

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14652

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/14652