В четвертом номере журнала за 2021 г. опубликована статья руководителя исследовательской службы библиотеки Университета штата Огайо (США) Мерис Мандернач Лонгмейер (Meris Mandernach Longmeier) «Хакатоны и новый библиотечный ландшафт: 2014-2020 гг.» (Hackathons and Libraries. The Evolving Landscape 2014-2020).

Хакатон — мероприятие соревновательного характера, в рамках которого специалисты из разных областей сообща решают конкретную задачу. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров», однако сегодня хакатоны проводятся не только по программированию. Результатом хакатона является минимальный жизнеспособный продукт, на котором можно протестировать работу идеи. Хакатоны могут длиться от одного дня до недели.

Университетские библиотеки стремятся сегодня развивать культуру кампуса и играть роль «третьего места», не привязанного полностью к одной только научно-исследовательской деятельности. Они не только поддерживают научную деятельность, формальное и неформальное обучение, но и служат многим другим целям, соединяют внутри себя разные сообщества. Поэтому они — идеальное место для проведения различных мероприятий, например, хакатонов, которые вполне соответствуют ключевым задачам библиотек по охвату пользователей, информационно-просветительской деятельности, предоставлению данных, формированию информационной грамотности и общественному служению.

В статье освещен период 2014-2020 гг., когда формировалась практика проведения хакатонов. Автор дает свое определение хакатонам и разнообразным мероприятиям данного типа, указывает на цель и охват каждого из видов. Хакатоны могут быть организованы как университетскими, так и публичными библиотеками, поскольку их физическое пространство позволяет это делать, и во многих случаях читальные залы библиотек уже используются как творческие мастерские. Библиотеки проводят такие мероприятия самостоятельно и в партнерстве с различными сообществами, сами разрабатывают их тематику или выступают в качестве экспертов. Таким образом, библиотеки играют двоякую роль в организации хакатонов: как пространство и как источник. Акцент сделан на использовании библиотечных материалов, данных, рабочих потоков и контента. Приведены многочисленные примеры из практики библиотек и библиография литературы, на которой построено исследование.

«Третье место» — часть городского пространства, активно используемая местным сообществом, но не дом и не работа. Примером может служить кафе, клуб, парк, библиотека. Концепция «третьего места» представлена американским социологом Рэем Ольденбургом (Ray Oldenburg) в его книге «Третье место». Согласно идеям Ольденбурга, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91

DOI: 10.6017/ital.v40i4.13389

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13389

В июле в журнале Library Journal появилась колонка компании Ex Libris, недавно ставшей частью Clarivate, посвященная вопросам развития библиотек. Автор колонки — Барбара Рэд-Эл (Barbara Rad-El). Первая публикация в ней носит название «Поднять библиотеку на качественно новый уровень, часть 1: сокращения бюджета и неуверенность» (Elevate your library, part 1: Budget cuts and uncertainties) и раскрывает тенденции в развитии университетских библиотек. Материал дает представление о состоянии библиотек, о новых решениях в сфере организации библиотечного обслуживания в широчайшем смысле слова. Автор упоминает доклад о состоянии университетских библиотек за 2021 г. (2021 State of Academic Libraries Report), также опубликованный в журнале Library Journal и построенный на анализе опроса 1843 библиотек из более чем 30 стран мира. Респонденты назвали следующие наиважнейшие аспекты в миссии библиотек:

• Достижение высочайшего качества обслуживания пользовательского сообщества;

• Обеспечение учебными материалам и поддержка профессорско-преподавательского состава;

• Обучение студентов исследовательским и информационным навыкам;

• Поддержка миссии организации;

• Включение библиотеки в академическую/университетскую экосистему;

• Обоснование ценности библиотеки перед руководством организации.

Подчеркивается высокодинамичное изменение роли библиотекаря — в некоторых случаях библиотекарь является одновременно директором, экономистом, преподавателем, лидером в работе и в чрезвычайных обстоятельствах. Библиотекари обучают, консультируют ученых и сами занимаются исследовательской деятельностью, осуществляют библиотечно-информационное обслуживание — иногда с круглосуточной поддержкой удаленного доступа к учебным материалам. В этих условиях библиотекари ищут новые решения и вынуждены отвечать на следующие вопросы: Каким образом достичь экономической эффективности при известных бюджетных ограничениях? Какие технологии помогут им адаптироваться к динамичной и многообразной окружающей среде? Какова стратегическая роль библиотек в обучении и образовании?

Первостепенным, самым очевидным вопросом для библиотек является вопрос бюджета. Решение его видится университетским библиотекам в нескольких направлениях развития: это консолидация, автоматизация и использование аналитики в принятии решений.

Консолидация коснулась таких направлений, как управление издательской деятельностью, управление электронными и оцифрованными материалами, а также других библиотечных функций; она позволяет преодолевать искусственные барьеры, выравнивать рабочие потоки, вносить согласованность в работу. Все эти функции реализованы в портфолио компании Ex Libris и на ее платформе Higher Ed Platform. Модуль Ex Libris Alma, например, это интегрированная библиотечная система для обработки потока новых поступлений: печатных, электронных и цифровых ресурсов. Система передает необходимые данные в универсальный коммерчески-нейтральный маркетплейс академического контента Rialto. Приобретенный ресурс автоматически становится доступным студентам через дискавери-системы Leganto, Primo или Summon.

Автоматизация — важный инструмент экономии времени и ресурсов. Минимизируя или, в идеале, исключая затратные по времени рутинные операции из работы библиотекаря, автоматизация позволяет повысить эффективность, быстрее отвечать на запросы и потребности, сосредоточить внимание на обслуживании пользователей. Подчеркивается, что решения Ex Libris на Higher Ed Platform являются облачными продуктами SaaS (Software as a service - готовый программный продукт как услуга, предоставляемая за абонентскую плату), так что их обновления и поддержка являются бесплатными и полностью доступными.

Библиотеки должны своевременно выявлять потребности, свои и пользователей, и принимать максимально обоснованные, оперативные аналитические решения, которые окажут влияние на комплектование, абонемент, книгообмен и т.д. На Ex Libris Higher Ed Platform также доступны аналитические инструменты. Благодаря им библиотеки имеют возможность оценивать степень востребованности учебных материалов путем анализа книговыдачи и загрузок, а затем использовать эту информацию в автоматической службе быстрого сопоставления заголовков в целях оптимизации библиотечных фондов.

  

УДК: 027.7(73):004.89

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.55; 20.51

 

Источник:

https://exlibrisgroup.com/blog/elevate-your-library-part-1-budget-cuts-and-uncertainties/