В статье «Локальный каталог, глобальный доступ» (Catalog Locally, Share Globally) директор ресурса RDA Toolkit Джеймс Хеннелли (James Hennelly) рассуждает о том, как эволюция стандарта RDA продолжается с внедрением проекта 3R и какое влияние этот проект оказывает на каталогизацию.

RDA (Resource Description and Access, описание ресурсов и доступ) – это стандарт описания и доступа к ресурсам в веб-среде; он является преемником AACR2 (англо-американских правил каталогизации, второе издание), системы каталогизации, разработанной почти 50 лет назад для создания карточных каталожных записей печатных материалов. Разнообразие и характер библиотечных фондов с тех пор эволюционировали, и на рубеже тысячелетий в каталогизирующем сообществе сложилось общее мнение о необходимости совершенно нового стандарта. RDA, как новый стандарт, появился в 2010 г. и сместил акцент в каталогизации с создания записей на создание качественных метаданных, которые можно совместно и повторно использовать. Он задумывался как международный стандарт для различных сценариев создания данных, от карточного каталога до связанных данных.

В 2016 г. был предложен проект реструктуризации и редизайна инструментария RDA, получивший название 3R. Необходимость внесения существенных изменений как в стандарт, так и в инструментарий RDA (веб-сайт, предназначенный для предоставления контента RDA) возникла в связи со следующими факторами:

- по мере увеличения количества переводов RDA (он был переведен к тому времени на семь языков) и его положений стало ясно, что жесткая и устаревшая структура контента RDA, отображаемая в RDA Toolkit, недостаточно устойчива;

- в 2016 г. эталонная модель библиотечных данных Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) IFLA LRM заменила базовую модель функциональных требований RDA, что сделало необходимым привести стандарт в соответствие с новой моделью;

- пользовательский интерфейс инструментария также нуждался в совершенствовании.

Джеймс Хеннелли отмечает, что сейчас RDA адаптирован к среде, в которой методы публикации и ожидания пользователей в отношении доступа постоянно меняются. Стандарт и инструментарий теперь лучше, чем когда-либо, приспособлены для поддержки устоявшейся практики каталогизации, а также открывают путь к новым методам создания библиографических метаданных.

Дополнительную информацию можно получить на сайте: https://www.rdatoolkit.org/

  

УДК: 02:004+025.3

ГРНТИ: 13.20, 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/07/08/catalog-locally-share-globally/

Руководитель отдела технических служб и метаданных библиотек Университета Пеппердайн (Малибу, штат Калифорния, США) Кори Р. Эйчисон (Cory R. Aitchison) в статье «Каталогизация произведений виртуальной реальности: проблемы и перспективы» (Cataloging Virtual Reality Artworks: Challenges and Future Prospects) дает свои рекомендации по возможным будущим стандартам каталогизации для виртуальных произведений. В 2019 г. библиотеки Университета Пеппердайн приобрели два произведения виртуальной реальности канадского режиссера и художника Пейсли Смит (Paisley Smith): «Проживание в семье» (Homestay) и «Несдавшиеся территории» (Unceded Territories). Эти работы добавили в каталог библиотеки, создав библиографические записи для этих иммерсивных фильмов. Автор отмечает, что в то время как такие музеи, как Лувр, Смитсоновский институт и Музей естественной истории, активно осваивают использование экспонатов виртуальной реальности, библиотеки медлят с внедрением этих технологий. Каталогизация произведений виртуальной реальности является сложной задачей, поскольку готовой модели или набора стандартов для этого пока не существует. В своей статье Кори Р. Эйчисон предпринимает попытку отразить концепцию произведений виртуальной реальности в контексте концептуальной модели FRBR и использовать стандарты и рекомендации RDA (Resource Description and Access), а также опыт ранее каталогизированных объектов виртуальной реальности в библиографической базе данных WorldCat, чтобы создать согласованные библиографические записи.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) — мир, искусственно воссозданный с помощью технических средств, воздействующих на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание и др.). Технологии виртуальной реальности могут применяться:

- для обучения навыкам в деятельности, которая в реальности связана с повышенными рисками или большими затратами (профессии пилота самолета, машиниста поезда, диспетчера, водителя, горноспасателя и т. п.);

- для выработки протокола действий в чрезвычайных или непредвиденных ситуациях;

- для развития эмоционального интеллекта, навыков эмпатии при сильных эмоциях (например, могут отрабатываться сценарии общения с клиентами, навыки действия в стрессовых ситуациях или при конфликтах в коллективе).

  

УДК: 025.32+025.355

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.1080/01639374.2021.1942367

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1942367

В первом выпуске журнала Technical Services Quarterly в колонке «Онлайн-технологии» размещены две краткие публикации, посвященные веб-ресурсам по каталогизации.

В первой - Тамара Фульц (Tamara Fultz), сотрудница библиотеки Томаса Дж. Уотсона Художественного музея Метрополитен (Нью-Йорк, США), рассказывает об учебных модулях Программы совместной каталогизации Библиотеки Конгресса США по работе с редактором связанных данных Sinopia (LC-PCC Sinopia Training Modules). Этот редактор был разработан в рамках финансируемого грантом Меллона проекта «Связанные данные для производства» (https://ld4p.org) и предназначен для создания метаданных, в частности, с точки зрения описания ресурсов. Sinopia является веб-инструментом; предпочтительный браузер – Firefox. Учебные материалы, о которых идет речь в публикации, доступны на сайте Библиотеки Конгресса США: https://www.loc.gov/catworkshop/Sinopia-Training/index.html. Они состоят из девяти модулей, каждый из которых представляет собой презентацию в PowerPoint (последнее обновление – 9 марта 2021 г.). Для успешного обучения необходимы базовое понимание стандартов описания ресурсов и доступа (RDA), принципов связанных данных и модели данных для библиографического описания BIBFRAME.

Первые два модуля носят ознакомительный характер и учат ориентироваться в редакторе. В модуле 3 рассматривается поиск в Sinopia. В модуле 4 основное внимание уделяется вкладке «Шаблоны ресурсов» панели навигации Sinopia. Модуль охватывает шаблоны PCC, концепцию шаблонов, выбор соответствующего шаблона, навигацию по шаблону и типы данных, которые пользователи могут вводить в Sinopia. В модулях 5 и 6 более подробно рассматривается ввод данных с использованием литералов (текстовых строк) или поисковых данных (с использованием контролируемых словарей). В модуле 7 рассказывается, как пользоваться инструментами предварительного просмотра, сохранения и редактирования описаний ресурсов. В модуле 8 обсуждается создание связей между различными уровнями описания (произведение, экземпляр и элемент) или создание ссылок на связанные произведения, такие как роман и экранизация романа. Наконец, в модуле 9 описывается, как копировать существующие описания в Sinopia при каталогизации нового издания или переиздания.

Автор отмечает, что текущей версии редактора не хватает двух важных функций — возможности конвертировать описания Sinopia в машиночитаемую запись каталогизации (MARC) и копировать описания из внешних источников.

  

УДК: 025.355

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29; 19.31; 20.23, 20.51

DOI: 10.1080/07317131.2021.2011127

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011127