Journal of eScience Librarianship

 

Авторы из Техасского аграрно-механического университета (США) – Чжихун Сюй (Zhihong Xu), Джон Уоттс (John Watts), Сара Бэнкстон (Sarah Bankston) и Лора Саре (Laura Sare) – в статье «Депонирование данных: изучение удобства использования Техасского репозитория» (Depositing Data: A Usability Study of the Texas Data Repository) исследуют опыт работы с репозиторием новых пользователей, незнакомых ранее с его интерфейсом, и предлагают возможные пути совершенствования.

Техасский репозиторий данных (Texas Data Repository, TDR) — это объединенная система управления научно-исследовательскими данными учреждений-членов Техасской цифровой библиотеки, мультиуниверситетского консорциума высших учебных заведений штата Техас. Это платформа для публикации, обмена и архивирования данных, созданных преподавателями, сотрудниками и студентами. Репозиторий (https://dataverse.tdl.org) был создан в 2017 г.; он использует программное обеспечение Dataverse Project, приложение с открытым исходным кодом, разработанное Гарвардским университетом. Техасский репозиторий данных призван «сделать научно-исследовательские материалы бесплатными для всех, в любом месте и в любое время»; исследователи могут публиковать и сохранять данные в соответствии с требованиями финансирующих организаций и научных журналов. В нем можно размещать наборы данных малого и среднего размера, не содержащие конфиденциальной или чувствительной информации, поскольку данные рекомендуется делать общедоступными. Депонированные данные, относящиеся к любой научной дисциплине, могут быть представлены в файле любого типа, что позволяет загружать файлы README и другую дополнительную документацию. К основным преимуществам репозитория относятся возможность формирования и хранения наборов данных, отслеживание версий и присвоение наборам данных цифрового идентификатора объекта для цитирования. Применяется гибридная модель обслуживания, в которой организации-участники могут корректировать необходимые им услуги в зависимости от потребностей и имеющегося персонала. В Техасском аграрно-механическом университете используется модель самостоятельного депонирования с техподдержкой по мере необходимости (в виде семинаров, онлайн-руководств и консультаций).

В ходе исследования авторы провели анализ собранных количественных (т.е. описательных статистических данных) и качественных данных (протоколов по методике «мышление вслух»). Результаты показали, что пользователи в целом были удовлетворены работой с репозиторием. Однако большинство участников испытывали трудности с пониманием разницы между коллекцией данных и набором данных; кроме того они часто считали добавление или редактирование метаданных совершенно непосильным. Также заполнение различных полей метаданных требовало от участников приобретения новых навыков курирования данных. Основываясь на полученных результатах, авторы дают некоторые рекомендации: необходимость разработки эффективных учебных пособий (в виде коротких видео или комбинации письменных и графических инструкций) и обучения основным концепциям депонирования данных и навигации по интерфейсу платформы и пр. Авторы отмечают, что методы, описанные в статье, могут быть применены для дополнительных исследований в различных моделях репозиториев и сервисов.

  

УДК: 001.103.2+001.89

ГРНТИ: 20.15.05, 20.17.17

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1233

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/6/

В Делфтском технологическом университете (Нидерланды) реализована учебная программа семинаров по обучению базовым навыкам программирования. С 2018 г. на этих семинарах используются материалы компании Carpentries, некоммерческой организации, предоставляющей доступное обучение в области вычислительной техники. Учебные материалы находятся в открытом доступе в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (CC-BY). Из-за пандемии COVID-19 в Делфтском технологическом университете до осени 2021 г. были прекращены занятия в кампусе, и все учебные мероприятия были переведены в онлайн-среду. Эстер Пломп (Esther Plomp), Эмми Цанг (Emmy Tsang) и Паула Мартинес Лаванчи (Paula M. Martinez Lavanchy) в статье «Онлайн-семинары Carpentries в Делфтском технологическом университете» (Taking the TU Delft Carpentries Workshops Online) описывают проблемы, с которыми команда университета столкнулась при переводе семинаров по основам программирования и мастер-классов по программному обеспечению Carpentries на платформу Zoom, и уроки, извлеченные из этого. В статье подробно описаны локальная образовательная среда Делфтского технического университета, используемые инструменты и работа команды организаторов по проведению онлайн-семинаров. До пандемии обучение проводилось в течение двух рабочих дней для группы из 30 учащихся. Семинар вели два инструктора при поддержке 4-6 помощников. Чтобы успешно адаптироваться к онлайн-контексту, было важно скорректировать существующий учебный план и программу Carpentries. Авторы останавливаются на проблемах, характерных для онлайн-семинаров (проблемы с установкой программного обеспечения, вынужденные ограничения в социальном взаимодействии, сложности с обратной связью в режиме реального времени, организация перерывов, технические неполадки и проблемы с доступом в интернет), и рассказывают о найденных решениях. Эти уроки сохранят свою ценность, когда семинары будут переведены обратно в физическую среду после снятия ограничительных мер защиты от COVID-19.

  

УДК: [378.6.018.43:004]:004.42

ГРНТИ: 14.35.07; 19.31; 50.05

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1221

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/7/