Journal of Academic Librarianship

 

В сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликовано тематическое исследование доцента Университета Южного Миссисипи (Хаттисбург, штат Миссури, США) Дженнифер Элейн Стил (Jennifer Elaine Steele) «Роль университетского библиотекаря в реализации онлайн-курсов» (The role of the academic librarian in online courses: A case study). В 2020 г. из-за пандемии вируса COVID-19 число студентов, обучающихся дистанционно, в США выросло до небывало высокого уровня, что привело к тому, что онлайн-услуги университетских библиотек стали более востребованными, чем когда-либо прежде. Дженнифер Элейн Стил провела онлайн-опрос студентов, преподавателей, а также библиотекарей Университета Южного Миссисипи по ряду вопросов: какие библиотечные онлайн-услуги в настоящее время предоставляются студентам? какие стратегии вовлечения библиотекарей в онлайн-обучение были использованы? какие передовые методы можно применять для использования ресурсов университетских библиотек в онлайн-образовании? В частности, результаты опроса показали, что поскольку каждый год онлайн-обучение охватывает все больше студентов, библиотекарям, если они хотят иметь право голоса в дискуссии о будущем дистанционного образования, следует уделять особое внимание предоставлению высококачественных виртуальных справочных услуг и согласованной работе со студентами и преподавателями.

  

УДК: 02:004+027.7+37:004

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23; 14.85.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102384

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000756

Также в сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликована статья канадских авторов, Николь Эва (Nicole Eva), Ме-Лин Ле (Mê-Linh Lê), Джона Шериффа (John Sheriff), «Меньше денег, меньше детей, меньше престижа» (Less money, less children, and less prestige: Differences between male and female academic librarians). Профессия университетского библиотекаря в Канаде и США [с большой вероятностью, и во многих других странах] в существенной степени феминизирована — согласно статистике, 72—74% сотрудников составляют женщины (данные Американской библиотечной ассоциации 2012 г. и Канадской ассоциации преподавателей университетов 2017 г). Более того, предполагается, что гендерные проблемы, такие как несоответствие заработной платы мужчин и женщин и феномен «карьерного потолка», будут усугубляться и далее. Авторы статьи предлагают обширный обзор литературы по данному вопросу. Кроме того, они проанализировали данные переписи сотрудников университетских библиотек 2018 г., обратив особое внимание на вопрос материнства в библиотечной профессии и вероятную зависимость между полом, размером заработной платы, количеством детей и карьерным ростом. Результаты анализа приведены в статье. Они демонстрируют, что женщины зарабатывают, в среднем, на 10000 канадских долларов в год меньше мужчин, реже становятся родителями, заняв руководящие посты, и чаще работают на низших должностях (например, помощника библиотекаря), чем их коллеги-мужчины. Все эти традиционные для профессии проблемы по-прежнему требуют решений, которые во многих случаях очевидны и известны (обучение, программы лидерства, гибкость рабочего графика, удлиненный отпуск по уходу за ребенком и т.п.). Авторы предлагают глубже изучить данные вопросы, охватив, например, такие факторы, как образование, стаж работы, расовая принадлежность и пр.

  

УДК: 02+023.4+349.2

ГРНТИ: 13.31.21; 10.89.53

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102392

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000835

В этом же выпуске журнала опубликована статья «Визуализация данных в университетских библиотеках в поддержку научных исследований» (Data visualization as a research support service in academic libraries: An investigation of world-class universities). Автор, доктор наук Махмуд Шериф Закариа (Mahmoud Sherif Zakaria), изучил онлайновые сервисы визуализации данных в библиотеках университетов мирового уровня. Для целей исследования было отобрано 30 из 100 библиотечных веб-сайтов топовых университетов из рейтинга QS World University Rankings 2021. Сайты подверглись анализу, и в результате множественных визитов на них были собраны данные по сервисам визуализации. Они были разделены на пять категорий: информация, услуги, инструменты и программное обеспечение, информационные ресурсы. Большинство библиотек (93,3%) предлагают пользователям такие инструменты визуализации данных и такое программное обеспечение, как Tableau, R, Excel, Gephi и Plotly. Двадцать шесть библиотек (86,67%) располагают информационными ресурсами, имеющими отношение к визуализации данных, такими как учебники, источники данных, внешние ссылки на электронные ресурсы, блоги. Кроме того, 80% библиотек предлагают сервисы визуализации данных университетскому сообществу на своих веб-сайтах. Результаты данного исследования призваны помочь университетским библиотекам оптимизировать услуги визуализации данных и привлечь внимание библиотек в целом к данной проблематике.

  

УДК: 02:004+027.7

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102397

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000884