Journal of Librarianship and Information Science

 

Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

В статье «Расширение сфер информационного поведения и человеко-компьютерного взаимодействия» (The expanding circles of information behavior and human–computer interaction) Тим Горичаназ (Tim Gorichanaz) из Университета Дрексела (США) и Сукрит Венкатагири (Sukrit Venkatagiri) из Политехнического университета Виргинии (США) рассматривают расширение и конвергенцию научных областей, изучающих информационное поведение и человеко-компьютерное взаимодействие. Информационное поведение попало в фокус научных исследований в области предоставления библиотечных услуг в начале 1900–х гг., а изучение человеко-компьютерного взаимодействия началось в 1960-х гг. и связано с развитием компьютерных наук и инженерии человеческих факторов. Имевшие разное происхождение, цели и дискурсы, в последние десятилетия две эти области начали сближаться. В этой статье авторы рассматривают круг вопросов, связанный с информационным поведением и человеко-компьютерным взаимодействием, с точки зрения онтологии, эпистемологии и аксиологии, их конвергенцию и последствия этого сближения для будущего информационного поля. В частности, авторы предлагают в качестве платформы для дальнейшего сотрудничества организацию iSchools (https://ischools.org/), которая была основана в 2005 г. коллективом информационных школ, занимающихся развитием информационного поля в XXI веке.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/09610006211015782

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211015782

Для устранения неравенства в доступе к публичным библиотекам многие библиотечные учреждения предоставляют населению услуги мобильных библиотек, которые взаимодействуют напрямую с членами сообщества и оказывают сильную социальную, образовательную и эмоциональную поддержку нуждающимся в легкодоступных библиотечных ресурсах. Патрик Ло (Patrick Lo) из Университета Цукуба (Япония) и Эндрю Старк (Andrew Stark) из Школы Саутпорта (Австралия) провели серию углубленных интервью с сотрудниками мобильных библиотек из разных регионов мира. В статье «Изучение взаимосвязи между социальной включенностью и мобильными библиотеками в эпоху Интернета: качественное исследование» (Examining the relationship between social inclusion and mobile libraries in the age of Internet connectivity: A qualitative study of mobile librarians around the globe) представлены результаты этого опроса. В нем приняли участие девять библиотекарей из Австралии, Китая, Хорватии, Греции, Исландии, Индии, Японии, США и Зимбабве. Читатели этих девяти мобильных библиотек – беженцы, обездоленные дети, семьи мигрантов и люди, пострадавшие от стихийных бедствий. Результаты опроса, проведенного в ходе исследования, показывают, что мобильные библиотеки играют важную роль в предоставлении ресурсов различным группам пользователей, находящимся в неблагоприятном положении, а также в предоставлении тем, кто имеет ограниченный доступ к учебным заведениям и программам чтения, возможностей выжить и развиваться. Мобильные библиотеки не только обеспечивают своим читателям доступ к ресурсам и альтернативным программам обучения грамоте, соответствующим возрасту и образовательным потребностям, но и создают новые пространства для социальных связей для членов сообщества. Таким образом, мобильные библиотеки обладают потенциалом для функционирования в качестве "социального уравнителя", распространяя философию социального равенства и устраняя социальные, экономические и образовательные барьеры за счет предоставления равных возможностей для обучения грамоте и развития членам сообщества всех возрастов, способностей и происхождения.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/0961000620935476

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0961000620935476