Information Technology and Libraries

 

В первом номере журнала Information Technology and Libraries за 2021 г. опубликована статья «Решение задач поисковой SEO-оптимизации в цифровых репозиториях на платформе DSpace. Кейс-стади и анализ мировых тенденций» (Solving SEO Issues in DSpase-based Digital Repositories). Автор – Матуш Форманек (Matúš Formanek), доцент отделения медиаматики и культурного наследия, Жилинский университет, Жилина, Словакия.

DSpace — открытое кросс-платформенное приложение, платформа для создания архива электронных ресурсов (цифрового репозитория). Платформа DSpace была разработана компанией Hewlett-Packard и библиотеками Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology).

Онлайновые системы, такие как цифровые репозитории организаций, существуют и используются для распространения научной информации, поэтому так важно оптимизировать поисковые системы, и в первую очередь — в образовательной (университетской) среде. В начале статьи автор приводит обзор литературы, посвященной данному вопросу, а затем представляет опыт Жилинского университета (Словакия), в котором электронный архив выстроен на платформе DSpace. Проведены тестовые испытания SEO и, с помощью трех независимых инструментов аудита, также охарактеризованных в статье, выявлены потенциальные проблемы оптимизации. Предложены решения этих проблем, например, «несколько простых модификаций» и использование веб-сервера Tomcat, благодаря которым исследователям удалось улучшить качество SEO-переменных более чем на 59% по сравнению с неоптимизированным уровнем (вновь установленное DSpace). Те же программные средства аудита были применены в отношении нескольких электронных архивов, созданных в разных странах также на платформе DSpace. Проведено сравнение показателей этих репозиториев со средними значениями частично оптимизированного репозитория на платформе DSpace (из данного кейс-стади) и сделаны соответствующие выводы.

  

УДК: 930.25:004

ГРНТИ: 82.13.13

DOI: 10.6017/ital.v40i1.12529

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12529

Стратегия веб-контента является относительно новым направлением деятельности в промышленности, в высшем образовании и, соответственно, в библиотеках. Кортни Макдональд (Courtney McDonald), доцент и библиотекарь по работе с пользователями Университета Колорадо в Боулдере, и Хайди Буркхардт (Heidi Burkhardt), менеджер веб-проектов и специалист по контент-стратегии Мичиганского университета, провели интернет-опрос среди 208 специалистов университетских и научных библиотек. В задачи исследования входило выявление текущих тенденций в этой области профессиональной практики и степени институционального участия в стратегии веб-контента в библиотеках. В статье «Стратегия веб-контента на практике в университетских библиотеках» (Web Content Strategy in Practice within Academic Libraries) представлены результаты опроса и предложена построенная на них модель зрелости стратегии веб-контента CONTENT, предназначенная именно для университетских библиотек. Эта модель в настоящее время находится в стадии разработки и будет совершенствоваться на основе дальнейшего взаимодействия с практикующими специалистами.

  

УДК: 027.7:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.12453

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12453

Брэди Лунд (Brady Lund), аспирант, соискатель докторской степени из Школы библиотековедения и управления информацией Университета шт. Канзас в Эмпории, США, задается вопросом: «Четвертая промышленная революция: Представляет ли она экзистенциальную угрозу для библиотек?» (The Fourth Industrial Revolution: Does It Pose an Existential Threat to Libraries?). Нет, не представляет, утверждает он — по крайней мере, не больше, чем представляла до сих пор любая другая технологическая инновация (информационные системы, персональные компьютеры, Интернет, электронные книги, Google, Академия Google). При этом весьма вероятно, что возникающие в данную минуту технологии медленно, но верно приведут к кардинальным изменениям в том, как функционируют библиотеки. Те из них, которые откажутся не в состоянии понять или внедрить эти технологии, останутся далеко позади. Поэтому, как обычно, мы должны идти в ногу с развитием технологий и быть готовыми принять идеи, которые предлагает нам профессиональная литература (например, журнал, в котором напечатана данная статья) и которые помогают нам более эффективно служить читателям. В статье автор говорит о том, что представляет собой четвертая промышленная революция и какое значение она имеет для профессии библиотекаря. Автор не видит противоречий между реализацией современных технологий и миссией библиотек. В частности, университетские программы профессиональной подготовки свидетельствуют о том, что библиотеки способны интегрировать современные технологии и связанную с ними проблематику в свою деятельность и стратегию.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.13193

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13193

В статье «Мы можем сделать это бесплатно! Использование бесплатных программ для привлечения онлайн-читателей» (We Can Do It for Free! Using Freeware for Online Patron Engagement) сотрудники Свободной библиотеки Филадельфии (Free Library of Philadelphia), куратор театрального фонда Карин Суни (Karin Suni) и куратор фонда исследований детской литературы Кристофер А. Браун (Christopher A. Brown) рассказывают о том, как во время пандемии COVID-19 в библиотеке было организовано онлайн-взаимодействие с читателями. В первые недели пандемии сотрудники отдела специальных коллекций Свободной библиотеки Филадельфии размещали в социальных сетях игры и новостные ленты, чтобы развлечь пользователей в условиях вынужденной изоляции и предоставить им различные образовательные программы. По мере того, как рос объем контента, стало понятно, что для него необходимо отдельное онлайн-хранилище. Поэтому с помощью бесплатного пакета приложений Google Suite создан онлайн-репозиторий (http://www.bit.ly/FunWithFLPSpecColl), в нем размещены видеоролики, подкасты, игры, виртуальные выставки и другая информация, к которой могли получить доступ пользователи всех возрастов и разных образовательных потребностей. Авторы статьи отмечают, что эта структура может быть использована библиотечными работниками различных областей и специализаций, например, в работе книжных клубов, для проведения лекций и прочих мероприятий.

Свободная библиотека Филадельфии – публичная библиотека в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, учрежденная 18 февраля 1891 года в качестве бесплатной общедоступной библиотеки для жителей Филадельфии. В настоящее время она является 14-й по охвату обслуживаемого населения среди публичных библиотек и 40-й по объему фонда библиотекой в США. Сегодня в состав библиотеки входит 61 учреждение, в том числе Центральная библиотека Паркуэй, три крупных региональных библиотеки, 49 районных библиотек, Библиотека для слепых и инвалидов, Региональный исследовательский и операционный центр и Музей и библиотека Розенбаха.

https://libwww.freelibrary.org/

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.13257

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13257