Стратегия веб-контента является относительно новым направлением деятельности в промышленности, в высшем образовании и, соответственно, в библиотеках. Кортни Макдональд (Courtney McDonald), доцент и библиотекарь по работе с пользователями Университета Колорадо в Боулдере, и Хайди Буркхардт (Heidi Burkhardt), менеджер веб-проектов и специалист по контент-стратегии Мичиганского университета, провели интернет-опрос среди 208 специалистов университетских и научных библиотек. В задачи исследования входило выявление текущих тенденций в этой области профессиональной практики и степени институционального участия в стратегии веб-контента в библиотеках. В статье «Стратегия веб-контента на практике в университетских библиотеках» (Web Content Strategy in Practice within Academic Libraries) представлены результаты опроса и предложена построенная на них модель зрелости стратегии веб-контента CONTENT, предназначенная именно для университетских библиотек. Эта модель в настоящее время находится в стадии разработки и будет совершенствоваться на основе дальнейшего взаимодействия с практикующими специалистами.

  

УДК: 027.7:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.12453

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12453

Цель исследования Джессики М. Моралес (Jessica M. Morales) и Кристины А. Бейс (Christina A. Beis) «Коммуникация в рамках жизненного цикла электронных ресурсов в университетских библиотеках» (Communication across the electronic resources lifecycle: a survey of academic libraries) состоит в выявлении распространенных проблем коммуникации, возникающих в рамках жизненного цикла электронного ресурса, и поиске эффективных стратегий управления такими ресурсами. В опросе специалистов университетских библиотек приняло участие 240 человек, которые оценивали по 5-бальной шкале Лайкерта эффективность коммуникации в своей организации на этапах комплектования, обеспечения доступа, управления, оценки и обновления. Исследование показало, что самыми проблемными с точки зрения коммуникации являются этапы комплектования, оценки и обновления электронных ресурсов. Самой положительной оказалась оценка коммуникации в процессе обслуживания и поддержки электронных ресурсов. В статье анализируются механизмы коммуникации, реализуемые университетскими библиотеками в рамках жизненного цикла электронных ресурсов.

  

УДК: 027.7:004+005.5

ГРНТИ: 13.31; 06.81

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1913841

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1913841

В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья сотрудников Библиотеки Хесбурга, Университета Нотр-Дам (США) Микалы Нарлок (Mikala Narlock), Дэниела Джонсона (Daniel Johnson) и Джули Веккио (Julie Vecchio) «Обеспечение цифровой сохранности в цифровых научных центрах» (Digital preservation services at digital scholarship centers). Услуги университетских библиотек по поддержке цифровой научной деятельности продолжают расширяться и развиваться, и на сегодняшний день уже созданы большие объемы информации в рамках сотрудничества библиотек и информационных подразделений научных центров. Основываясь на обзоре литературы и результатах пилотного исследования-опроса, проведенного в 2018 г. в цифровых научных центрах высших учебных заведений США, авторы анализируют существующую ситуацию и взаимодействие между заинтересованными сторонами по вопросам сохранения цифровых данных и обозначают будущие направления исследований в этой сфере цифровой науки, распространения информации о цифровом хранении, разработки новых (или реализации существующих) ресурсов для привлечения преподавателей и студентов к деятельности по цифровой сохранности.

В контексте данной статьи цифровая наука определяется как «использование цифровых доказательств и методов, цифровая публикация, цифровое курирование и сохранность, а также цифровое использование и повторное использование научных знаний вне зависимости от дисциплины».

  

УДК: 027.7+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102334

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000252?via%3Dihub

В статье «Серьезные игры для обучения информационной грамотности: точка зрения преподавателя» (Serious Games for Learning Information Literacy: The Teacher’s Point of View) авторы Мария Хоакина Валеро Гисберт (María Joaquina Valero Gisbert), Николетта Кабасси (Nicoletta Cabassi) и Элизабетта Лонги (Elisabetta Longhi) дают оценку навыкам информационной грамотности студентов бакалавриата. Методология разработана в рамках междисциплинарного проекта Navigate и использована, в частности, в игре «Navigator». Проект направлен на развитие навыков информационной грамотности студентов бакалавриата гуманитарного факультета. Авторы описывают три ключевых навыка, которые необходимы студентам бакалавриата по мнению преподавателей: умение оценивать источники информации с точки зрения их авторитетности (1), способность формулировать и аргументировать свою позицию, используя источники информации (2) и умение обобщать и структурировать информацию, полученную из разнородных источников (3). Авторы статьи также рассказывают о разработке и проведении интегрированных курсов информационной грамотности в Университете Пармы (Италия). Они показывают, как серьезные игры, одновременно увлекая и мотивируя студентов, стимулируют переход к активному преподаванию и обучению. Сотрудничество преподавателей и библиотекарей обеспечивает эффективность этих процессов.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909256

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909256

Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

С 2017 г. в университетских библиотеках Китая в связи с ростом количества патентных заявок было создано около 100 центров информационных услуг по интеллектуальной собственности. В статье «Информационные услуги в области интеллектуальной собственности и их влияние на трансформацию библиотек на примере университетских библиотек Китая» (Intellectual property information services and the impacts on academic libraries’ transformation from the perspective of Chinese university libraries) сотрудники библиотеки Китайского университета нефти (Пекин, КНР) Вэй Ян (Wei Yang) и Тяньлинь Лю (Tianlin Liu) анализируют, является ли создание центров информационных услуг по интеллектуальной собственности перспективным направлением деятельности для университетских библиотек. В статье рассказывается, как организована практика информационных услуг в области интеллектуальной собственности в США, Великобритании, Европе и Индии, а также рассматриваются основные тенденции и проблемы в этой сфере. Авторы отмечают, что благодаря центрам информационных услуг по интеллектуальной собственности университетские библиотеки могут превратиться из простых поставщиков информации в катализаторов инновационного процесса. Организация подобных центров поможет установить более тесные связи между университетами, сообществами и отраслями науки.

  

УДК: 02:004+027.7+347.77/.78

ГРНТИ: 13.31.23; 10.35, 10.41

DOI: 10.1177/03400352211025552

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211025552

Несмотря на проблемы и трудности, с которыми столкнулись все библиотеки во время пандемии вируса COVID-19, именно в это время появились новые передовые методы и инновационные способы оказания библиотечных услуг. Сотрудники подразделения библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари (Канада) Джеймс Э. Мерфи (James E Murphy), Карла Джей Льюис (Carla J. Lewis), Кристена МакКиллоп (Christena A. McKillop) и Марк Стокл (Marc Stoeckle) в статье «Развитие цифровых библиотечных и архивных услуг в библиотеках Университета Калгари в ответ на пандемию вируса COVID-19» (Expanding digital academic library and archive services at the University of Calgary in response to the COVID-19 pandemic) рассказывают о работе своей библиотеки в этот сложный период. В течение первых восьми месяцев пандемии в подразделение библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари было добавлено четыре новые библиотеки, и в трех библиотеках была произведена значительная модернизация цифровых услуг. Среди результатов этой работы названы программа MyLibrarian, виртуальные 360°-панорамные туры, служба онлайн-чата библиотеки, учебные видео-инструкции, расширение перечня ответов на часто задаваемые вопросы, бесконтактное и безопасное обслуживание пользователей, доступ к цифровой библиотеке HathiTrust, программный инструмент для составления списков чтения Leganto и пр. Статья завершается обсуждением существующих ограничений и планов по предоставлению услуг в будущем.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 31.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023067

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023067

В сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликовано тематическое исследование доцента Университета Южного Миссисипи (Хаттисбург, штат Миссури, США) Дженнифер Элейн Стил (Jennifer Elaine Steele) «Роль университетского библиотекаря в реализации онлайн-курсов» (The role of the academic librarian in online courses: A case study). В 2020 г. из-за пандемии вируса COVID-19 число студентов, обучающихся дистанционно, в США выросло до небывало высокого уровня, что привело к тому, что онлайн-услуги университетских библиотек стали более востребованными, чем когда-либо прежде. Дженнифер Элейн Стил провела онлайн-опрос студентов, преподавателей, а также библиотекарей Университета Южного Миссисипи по ряду вопросов: какие библиотечные онлайн-услуги в настоящее время предоставляются студентам? какие стратегии вовлечения библиотекарей в онлайн-обучение были использованы? какие передовые методы можно применять для использования ресурсов университетских библиотек в онлайн-образовании? В частности, результаты опроса показали, что поскольку каждый год онлайн-обучение охватывает все больше студентов, библиотекарям, если они хотят иметь право голоса в дискуссии о будущем дистанционного образования, следует уделять особое внимание предоставлению высококачественных виртуальных справочных услуг и согласованной работе со студентами и преподавателями.

  

УДК: 02:004+027.7+37:004

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23; 14.85.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102384

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000756

Также в сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликована статья канадских авторов, Николь Эва (Nicole Eva), Ме-Лин Ле (Mê-Linh Lê), Джона Шериффа (John Sheriff), «Меньше денег, меньше детей, меньше престижа» (Less money, less children, and less prestige: Differences between male and female academic librarians). Профессия университетского библиотекаря в Канаде и США [с большой вероятностью, и во многих других странах] в существенной степени феминизирована — согласно статистике, 72—74% сотрудников составляют женщины (данные Американской библиотечной ассоциации 2012 г. и Канадской ассоциации преподавателей университетов 2017 г). Более того, предполагается, что гендерные проблемы, такие как несоответствие заработной платы мужчин и женщин и феномен «карьерного потолка», будут усугубляться и далее. Авторы статьи предлагают обширный обзор литературы по данному вопросу. Кроме того, они проанализировали данные переписи сотрудников университетских библиотек 2018 г., обратив особое внимание на вопрос материнства в библиотечной профессии и вероятную зависимость между полом, размером заработной платы, количеством детей и карьерным ростом. Результаты анализа приведены в статье. Они демонстрируют, что женщины зарабатывают, в среднем, на 10000 канадских долларов в год меньше мужчин, реже становятся родителями, заняв руководящие посты, и чаще работают на низших должностях (например, помощника библиотекаря), чем их коллеги-мужчины. Все эти традиционные для профессии проблемы по-прежнему требуют решений, которые во многих случаях очевидны и известны (обучение, программы лидерства, гибкость рабочего графика, удлиненный отпуск по уходу за ребенком и т.п.). Авторы предлагают глубже изучить данные вопросы, охватив, например, такие факторы, как образование, стаж работы, расовая принадлежность и пр.

  

УДК: 02+023.4+349.2

ГРНТИ: 13.31.21; 10.89.53

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102392

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000835

В этом же выпуске журнала опубликована статья «Визуализация данных в университетских библиотеках в поддержку научных исследований» (Data visualization as a research support service in academic libraries: An investigation of world-class universities). Автор, доктор наук Махмуд Шериф Закариа (Mahmoud Sherif Zakaria), изучил онлайновые сервисы визуализации данных в библиотеках университетов мирового уровня. Для целей исследования было отобрано 30 из 100 библиотечных веб-сайтов топовых университетов из рейтинга QS World University Rankings 2021. Сайты подверглись анализу, и в результате множественных визитов на них были собраны данные по сервисам визуализации. Они были разделены на пять категорий: информация, услуги, инструменты и программное обеспечение, информационные ресурсы. Большинство библиотек (93,3%) предлагают пользователям такие инструменты визуализации данных и такое программное обеспечение, как Tableau, R, Excel, Gephi и Plotly. Двадцать шесть библиотек (86,67%) располагают информационными ресурсами, имеющими отношение к визуализации данных, такими как учебники, источники данных, внешние ссылки на электронные ресурсы, блоги. Кроме того, 80% библиотек предлагают сервисы визуализации данных университетскому сообществу на своих веб-сайтах. Результаты данного исследования призваны помочь университетским библиотекам оптимизировать услуги визуализации данных и привлечь внимание библиотек в целом к данной проблематике.

  

УДК: 02:004+027.7

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102397

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000884

В том же выпуске журнала коллектив авторов – Димитриос Куис (Dimitrios Kouis), Константинос Киприаноc (Konstantinos Kyprianos), Фотейни Эфтимиу (Foteini Efthymiou), Александрос Кулурис (Alexandros Koulouris), Антониа Карабела (Antonia Karabela) – опубликовал статью «Переход к коллективно используемым библиотечным системам с точки зрения библиотекарей: оценка и выводы» (Migrating to a shared Library Management System: evaluation from the perspective of librarians and lessons learned). Авторы поставили перед собой задачу исследовать факторы, проблемы и преимущества перехода к коллективной библиотечной системе управления. Они предприняли обзор тематической литературы и провели количественный опрос с использованием структурированной анкеты. Доля ответивших на вопросы анкеты составила 44,7%. Ответы на вопросы анкеты предоставили информацию о подготовке респондентов, их актуальной специализации и опыте, мнении о локальных системах, которые использовались в их библиотеках ранее, о процессе миграции в новую АБИС и их оценке новой системы. В заключение респонденты дали оценку поддержке, которую они получают от централизованной службы, ответственной за повседневное функционирование коллективной системы. Полученные данные представлены в статье в виде таблиц и графиков.

Результаты исследования показывают, что при переходе к новым коллективно используемым библиотечным системам следует, в первую очередь, оценить качество переносимых в эту систему данных, обеспечить обучение персонала и определить структуру подразделения, которое будет заниматься поддержкой такой системы. В качестве преимуществ называются эффективность с точки зрения использования бюджета библиотек и временных затрат сотрудников в рамках их повседневной работы. Оригинальность и значение данного исследования состоит в оценке преимуществ, которое принесет коллективное использование библиотечной системы, а также в постановке и анализе проблем, связанных с таким переходом, что позволит специалистам, реализующим аналогичные проекты, избежать ошибок и недоработок.

  

УДК: 023

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-12-2020-0177

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-12-2020-0177/full/html

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

Весной 2020 года, когда все высшие учебные заведения и библиотеки были вынуждены работать в условиях пандемии COVID-19, в подразделении библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари (Канада) для перехода к онлайн-обучению был использован новый программный инструмент - Ex Libris Leganto.

В своей статье «Быстрое внедрение инструмента для составления резервных списков чтения в ответ на пандемию COVID-19» (A Rapid Implementation of a Reserve Reading List Solution in Response to the COVID-19 Pandemic) сотрудники Университета Калгари - Мэтью Блэк (Matthew Black), специалист по дискавери-системам, и Сьюзан Пауэлсон (Susan Powelson), младший библиотекарь отдела цифровых технологий и дискавери-систем, описывают весь процесс работы с Ex Libris Leganto и делают выводы, которые будут полезны другим библиотекам, рассматривающим возможность ускоренного внедрения онлайн-систем управления списками чтения или других систем. Переход на Ex Libris Leganto обычно занимает восемь-двенадцать недель, но в 2020 году компания Ex Libris сумела сократить сроки внедрения примерно на четыре-пять недель.

Ex Libris Leganto - это облачное решение для составления списков чтения, полностью интегрированное с системой управления библиотекой Alma Ex Libris. Оно позволяет обрабатывать списки чтения непосредственно в Alma и предоставляет интерфейс для создания списков чтения и работы с ними. Ex Libris Leganto дает возможность добавлять в списки чтения различные физические и электронные ресурсы, находящиеся в Alma; ресурсы Ex Libris discovery index (с помощью их индексов CDI); интернет-источники (любой URL-адрес, может быть добавлен вручную или с помощью инструмента закладок Cite It! в браузере) или загруженные преподавателем документы и ресурсы.

Авторы отмечают, что пока неясно, было ли внедрение Ex Libris Leganto успешным, возможно, использование инструмента оказалось слишком сложным для некоторых конечных пользователей и создало дополнительную рабочую нагрузку для университетского персонала. Однако его внедрение удовлетворило некоторые неотложные потребности Университета Калгари, и теперь надо продолжать пересматривать и улучшать стратегии взаимодействия, рабочие процессы и интеграции, чтобы максимально использовать инвестиции в Ex Libris Leganto.

  

УДК: 616-036.2+027.7+02:004

ГРНТИ: 76.33.43; 13.31, 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i3.13209

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13209

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025

В ноябрьском номере журнала American Libraries опубликована статья «Проекты сотрудничества: как сделать крупномасштабные партнерские библиотечные инициативы более успешными» (The Necessity of Collaboration. How to make large-scale library initiatives more successful with partnerships). Автор — Валери Хортон (Valerie Horton), консультант, в прошлом — директор Minitex, консорциума, объединявшего библиотеки трех штатов, а также Библиотечного консорциума Колорадо. Автор статьи провела неформальное исследование и обнаружила, что типичная университетская библиотека сотрудничает с 15-25 партнерами, а большая публичная библиотека также ведет проекты сотрудничества – но у нее партнеров примерно в два раза меньше.

Базовыми характеристиками идеальной коллаборации являются четко очерченные цели и задачи, вовлеченность и заинтересованность участников, интенсивность использования ресурсов, желание участников адаптировать и менять процессы, взаимодействие через переговоры и возможные компромиссы, дружественность, обмен информацией и диалог, разделение полномочий и совместное принятие решений.

Основной мотивацией к проектам сотрудничества служат, как правило, снижение расходов и совершенствование ресурсов и услуг. Побочными продуктами их может стать приобретение новых знаний и перспектив развития, повышение эффективности и совершенствование рабочих процессов и рабочей среды.

Названы четыре базовых модели библиотечной коллаборации: элитная — закрытая иерархия, инновационный центр — открытая иерархия, инновационное сообщество — открытая линейная структура, консорциум — закрытая линейная структура.

Автор считает важными следующие условия и инструменты взаимодействия: постановка цели и задач, видение миссии; обязательства, взятые на себя партнерами; документированное основание коллаборации, документальная коммуникация; делегирование отдельных задач и обязательств; этапность; принятие решений путем консенсуса; признание заслуг партнеров; создание и укрепление дружественных личных и профессиональных связей; привлечение широкого круга участников; информирование о ходе проекта со стороны руководителя проекта и других участников; наличие инструментов коммуникации; компромиссы на ранних этапах для достижения масштабных целей на более поздних стадиях.

Причинами неудачи коллективных проектов являются, как правило, недостаточность финансовых ресурсов, неадекватность профессиональной поддержки и обучения, отсутствие мотивации и неправильная постановка целей, неэффективность руководства. Автор пишет об этических принципах библиотечной коллаборации. По ее мнению, это право каждого участника быть услышанным; право на существование и апробацию различных идей; прозрачность действий; ценность экспертного мнения и мнения иных специалистов; заинтересованность руководства в полновесном участии всех партнеров. Общая цель партнерских библиотечных проектов состоит в эффективном использовании ресурсов, в том числе, ограниченных, приобретении нового опыта, совершенствовании обслуживания пользователей.

  

УДК: 021.6

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/11/01/the-necessity-of-collaboration/

Тема научно-исследовательской деятельности и ее представления в публикациях актуальна для российских библиотекарей. В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья, затрагивающая эту тему – «Поддержка научно-исследовательской деятельности университетского библиотекаря в рамках учреждения» (Increasing scholarly productivity: Developing an in-house academic librarian support network). Авторы — Леэтта Шмидт (LeEtta Schmidt), Джейсон Бочар (Jason Boczar), Барбара Льюис (Barbara Lewis), Томаро Тейлор (Tomaro Taylor). Они пишут о том, что организационные и профессиональные структуры университетских библиотек обладают инструментами и ресурсами для помощи сотрудникам в проведении научно-исследовательской деятельности и публикации работ. Научно-исследовательская работа и публикации часто составляют обязательное требование для продвижения по карьерной лестнице в университетских и научных библиотеках. Обучение по магистерским программам и собственный опыт, в конечном итоге, позволяют университетским библиотекарям осуществлять эти виды деятельности, однако часто требуется также организационная или профессиональная поддержка. Возможностей для этого существует множество. При Библиотеках университета Южной Флориды (США) был образован комитет по научно-исследовательской деятельности и публикациям. В его задачи входит разработка инструментов поддержки, содействие профессиональному развитию, развитие культуры научно-исследовательской работы библиотечного сообщества. Результатом работы комитета стали семинары, дискуссионные группы, подготовка рекомендаций, группы для начинающих авторов и рецензентов научных статей, а также иные инструменты. В статье рассказывается о том, что дал комитету анализ литературы, представляющей опыт других организаций, как был учрежден комитет, что ему удалось сделать, а что нет. Рассмотрены также задачи на будущее.

  

УДК: 027.7+001.891:027.7

ГРНТИ: 13.31.23; 12.01.21; 20.15.31; 13.01.2

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102385

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000768

Статья «Самообразование специалистов университетских научных библиотек в рамках системы управления библиотекой: анализ опыта библиотекарей» (Exploring library management support for enhancing self-directed learning: narratives from research-support librarians), опубликованная в очередном, сдвоенном номере журнала за 2021 г., посвящена проблемам совершенствования среды самообразования библиотекарей, занятых в сфере поддержки научной деятельности. Авторы статьи — Назринда А. Самах (Nazrinda A. Samah), Локман Мод Тахир (Lokman Mohd Tahir) и Ван Али Ван Юсоф Ван Мамат (Wan Ali @ Wan Yusoff Wan Mamat). В рамках данного качественного исследования для глубинных интервью были отобраны девять библиотекарей университетских библиотеки Малайзии. Ответы были проанализированы по методике Майлза и Губермана, что подразумевает преобразование данных опроса, их представление, построение выводов и верификацию. Для анализа и интервью было определено 5 тем и 31 подтема. Все респонденты выразили свое согласие с тем, что в рамках системы управления в их библиотеках в целом создана среда для профессионального роста и развития их компетенций как специалистов университетских библиотек. Каналами и платформами обмена компетенциями являются рутинные совещания, презентации, социальные сети. В библиотеках реализуются учебные мероприятия, принято наставничество над молодыми специалистами. Библиотекарей поощряют к посещению мотивационных и профессиональных курсов, участию в семинарах и конференциях, связанных с их должностными обязанностями; повышая квалификацию, они сами затем могут обучать своих коллег на рабочих местах. Однако в ходе исследования респонденты обозначили также некоторые проблемы и указали на барьеры, сдерживающие инициативы и ограничивающие поддержку их усилий по самообразованию. Они отмечали, в частности, что им сложно заниматься профессиональным развитием и исследованиями постоянно и последовательно, в качестве проблем назвали отсутствие ясности в выборе своих учеников, негативное отношение некоторых коллег, недостаточную мотивацию в рамках системы поощрения, а также фаворитизм и, традиционно, временные и финансовые ограничения. Респонденты высказали свои предложения о том, как улучшить среду поддержки самообразования в государственных университетских библиотеках. При некоторой ограниченности охвата и исследуемого материала статья очерчивает круг проблем, во многом характерных для университетских библиотек, и указывает на возможные направления будущих исследований.

  

УДК: 331.108.45+377:02

ГРНТИ: 13.31, 13.01.21; 20.15.31; 14.37.29

DOI: 10.1108/LM-07-2021-0058

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2021-0058/full/html

В специальном выпуске журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship «Авторское право в период COVID-19» в статье специалиста по управлению ресурсами Библиотечной системы Университета Кеннесо штата Джорджия (США) Кристиана Лира (Christian Lear) «Цифровой абонемент видеоресурсов: обеспечение потокового доступа к видео в педагогических целях в университетских библиотеках» (Controlled Digital Lending of Video Resources: Ensuring the Provision of Streaming Access to Videos for Pedagogical Purposes in Academic Libraries) рассматривается текущий кризис медиакоммуникаций в библиотечном деле, связанный с проблемами предоставления потокового доступа к видеоконтенту. В данной статье этот кризис обсуждается в основном в контексте COVID-19 и того, как пандемия усугубила эту проблему. Рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются медиабиблиотеки и другие учреждения, ответственные за распространение видеоконтента, при попытке предоставления потоковых видеоресурсов, включая документальные фильмы, художественные фильмы и телесериалы. Автор предлагает обзор литературы по теме, и рассказывает, как другие университетские библиотеки справились с существующими ограничениями потокового доступа. Он находит возможное решение – использование относительно новой технологии цифрового абонемента для доступа к видеоресурсам в педагогических целях. Применение цифрового абонемента допустимо согласно доктринам добросовестного использования и первой продажи в соответствии с законом об авторском праве США и способно обеспечить эффективный, хотя и ограниченный доступ к контенту образовательных курсов. Существующие юридические и технологические ограничения для внедрения цифрового абонемента для видеоконтента преодолимы, однако это позволит медиабиблиотекам более эффективно осуществлять свои задачи по информационному обслуживанию общества.

  

УДК: 347.78+02:004+[021.4:004]:347.78

ГРНТИ: 10.41; 13.20.31, 13.31.91; 19.31, 19.61.11; 20.23.29

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14807

 

Источник:

https://journals.ku.edu/jcel/article/view/14807

Управление различными этапами жизненного цикла электронных ресурсов библиотеки является сложной задачей и включает в себя администрирование нескольких рабочих процессов. Авторы из библиотеки Университета Мальмё (Швеция) Шарлотта Херцберг (Charlotte Hertzberg) и Карин Эриксон Лагерас (Karin Ericson Lagerås) в статье «Путь к ROAM: сотрудничество с системным провайдером в разработке и внедрении системы управления электронными ресурсами» (A road to ROAM: collaborating with a system provider in developing and implementing an electronic resource management system) делятся своим опытом участия в проекте разработки новой системы управления электронными ресурсами ROAM (Research Output & Acquisition Management - управление результатами исследований и комплектованием), с этапа первоначального обсуждения и до внедрения. Работы по проекту велись совместно с компанией Subscription People.

Авторы отмечают важность осведомленности о внутренних и внешних процессах жизненного цикла электронных ресурсов, основанного на технологиях для систем управления электронными ресурсами (Techniques for Electronic Resource Management Systems, TERMS). TERMS – это совокупность рабочих процессов, формирующая основу системы управления электронными ресурсами. К ней, в частности, предъявляются следующие требования:

- хранение информации о лицензиях, включая количество пользователей, даты, сроки и т.д.;

- отображение информации о лицензии в меню определителя ссылок;

- получение напоминаний о предстоящих обновлениях;

- сохранение копий лицензий (в виде PDF-файлов);

- сохранение административной информации (ссылки на URL-адреса, идентификаторы пользователей и пароли);

- отображение списков заголовков приобретенных материалов;

- отображение финансовой информации и ее динамики за последние несколько лет;

- сохранение информации об испытаниях продуктов и новых предложениях электронных ресурсов (период, результаты и решения);

- сбор и сохранение статистики использования.

Инструмент оптимизации рабочих процессов ROAM используется в библиотеке Университета Мальмё с осени 2019 г. для управления электронными ресурсами: для получения сведений о подписке, доступа к логинам и другой административной информации, создания финансовых отчетов и других отчетов и т.п. Самый важный урок, извлеченный за первые годы использования ROAM, заключается в том, что нужно быть готовым к переоценке и корректировке процессов и процедур. Авторы делают вывод о том, что наиболее эффективна система, поддерживающая гибкий и итеративный подход к рабочим процессам библиотеки, а не жесткая система, которая не предусматривает никаких отклонений. ROAM поддерживает самые важные потребности библиотеки Университета Мальмё в управлении электронными ресурсами, обеспечивая эффективную работу.

  

УДК: 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31, 20.23

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988467

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988467