В специальном выпуске журнала Journal of eScience Librarianship (том 10, выпуск 1) опубликованы материалы по итогам состоявшегося в марте 2020 г. саммита «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» (Research Data and Preservation, RDAP). Это была одна из первых конференций периода пандемии, состоявшихся в онлайн-формате. Главная тема саммита и номера журнала обозначена как «Взаимодействие через данные» (Connecting Through Data). На своих страницах журнал поместил комментарий к конференции Дженифер Чапут (Jennifer Chaput) «Виртуальное взаимодействие и будущие виртуальные конференции» (Virtual Connections and Virtual Futures), в котором рассмотрены сценарии и формы будущих виртуальных форумов.

Более подробную информацию о саммите «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» можно узнать на сайте: https://rdapassociation.org/summit

  

УДК: 02+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1197

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss1/5

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В том же выпуске журнала коллектив канадских авторов, представляющих Библиотеку и музеи Университета Альберты – Аманда Вакарук (Amanda Wakaruk), Селин Гаро-Бреннан (Celine Gareau-Brennan) и Мэттью Питросану (Mattew Pietrosanu) – опубликовали исследовательскую статью «Шкала неуверенности, связанной с авторским правом» (Introducing the Copyright Anxiety Scale). Законы об авторском праве — общественно-политический инструмент регулирования отношений между создателями интеллектуальных продуктов и их потребителями, действующий в большинстве стран, включая Канаду и Соединенные Штаты. Исторически учебные программы, в том числе учреждений высшего библиотечного образования, не предусматривают обучение в области авторского права. Кроме того, в прессе и в социальных сетях представление проблем авторского права чаще всего связано с какими-либо чрезвычайными случаями и крупнейшими денежными претензиями. Все это, а также реальная сложность законодательства в области авторского права и его интерпретация, может ввести в затруднение как создателей интеллектуальных продуктов, так и их потребителей. Связанные с этим фрустрации и негативные эмоции тех, кому приходится сталкиваться с вопросами авторского права — а это юристы, преподаватели, библиотекари — описываются как опасение, неуверенность, замешательство. Эти состояния потенциально могут перерасти в страх перед авторским правом и заставить людей искать пути, отличные от законного использования материалов, защищенных авторским правом. Отсутствие информации о масштабах и проявлениях феноменов тревожности, неуверенности, страха перед использованием авторского права побудили авторов статьи создать «шкалу неуверенности», связанной с авторским правом. Они рассказывают о принципах разработки и тестировании пригодности данной шкалы. Результаты анкетирования широкого среза респондентов (n=521) в Канаде и США демонстрируют, что феномен неуверенности в отношении авторского права превалирует. В приложениях приведены анкета и таблицы с результатами ее обработки.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15212

 

Источник:

ttps://www.jcel-pub.org/article/view/15212

С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».

  

УДК: 02+502.1

ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20

DOI: 10.1177/0961000620980830

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830

Малгожата Федорович-Крушевская (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska), адъюнкт-профессор Института информатики и книговедения Университета Николая Коперника (Торунь, Польша), в статье «Зеленая библиотека как предмет исследования – количественная и качественная перспектива» (Green library as a subject of research – a quantitative and qualitative perspective) проводит анализ научной литературы, посвященной зеленым библиотекам, с первых публикаций по этой тематике и до наших дней. Задачей исследования являлось изучение динамики увеличения числа публикаций о зеленых библиотеках, а также определение тематической структуры научной литературы в этой области.

С 1990-х гг. появляется все больше публикаций, посвященных вопросам устойчивого развития, и в том числе экологической устойчивости применительно к деятельности библиотек. В последние годы библиотеки проводят различные мероприятия, направленные, с одной стороны, на минимизацию негативного воздействия библиотек на окружающую среду за счет их надлежащего управления, а с другой стороны, на формирование услуг, способствующих повышению экологической осведомленности общества. Такие понятия, как зеленые библиотеки, зеленое библиотечное дело и устойчивые библиотеки, уже вошли в терминологию библиотечно-информационных наук и библиотечного дела. В связи с увеличением количества публикаций были предприняты попытки проанализировать их с тем, чтобы разработать теоретическую основу для рассматриваемых явлений и создать типологию тематических областей, определить терминологию и описать эволюцию зеленого библиотечного дела и устойчивого развития библиотек. Были проанализированы научные публикации о зеленых библиотеках 1991-2020 гг., проиндексированные в базе данных Web of Science. Численный прирост публикаций определялся с помощью библиометрического метода, а для характеристики тематической структуры публикаций использовался метод контент-анализа. Количественный анализ литературы о зеленых библиотеках показал, что это новая область, которая не исследуется с постоянной интенсивностью. Время публикации материалов о зеленых библиотеках можно разделить на два периода: так называемый период первых публикаций 1991-2006 гг., в котором были годы с нулевым количеством публикаций, и период 2007-2020 гг. – когда количество публикаций увеличивалось относительно равномерно. Контент-анализ показал, что наиболее частой темой является вопрос зеленого строительства и управления им. Автор отмечает, что период после 2010 г. – это время построения теоретической базы для нового направления исследований, т.е. зеленых библиотек. Период наибольшей издательской активности во второй половине второго десятилетия XXI века связан, по мнению автора, с деятельностью Организации Объединенных Наций по содействию устойчивому развитию и возросшей интенсивностью деятельности IFLA в этой области в то время. В 2016 г. IFLA запустила Международную программу защиты интересов (International Advocacy Programme, IAP). Цель ее заключалась в повышении осведомленности библиотекарей о целях устойчивого развития (ЦУР), которые были включены в принятый в 2015 г. документ ООН под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.».

В качестве практических рекомендаций автор данного исследования отмечает необходимость (в зависимости от финансовых, организационных и человеческих ресурсов библиотек) проведения мероприятий в области экологического образования, создания исходной базы данных о зеленых библиотеках и разработки «кодовой книги», которая может быть использована для определения критериев оценки деятельности библиотек в области экологической устойчивости.

  

УДК: 021.1+502.131.1

ГРНТИ: 13.31.11; 87.01

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0156

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0156/full/html

Привлекает внимание статья Сиджи Джордж (Sigy George) «Новый взгляд на пять законов библиотечной науки Шиали Рамамрита Ранганатана» (Re-looking at S. R. Ranganathan's Five Laws of Library Science). Принципы, провозглашенные Ш.Р. Ранганатаном (1892–1972) в книге «Пять законов библиотечной науки», опубликованной в 1931 г., на протяжении всего прошедшего времени задавали векторы развития библиотековедения и служили фундаментом библиотечной профессии. Сегодня необходимо взглянуть на них по-новому, переосмыслив их универсальный характер в свете появления цифровых библиотек и развития науки, технологий и общества. Автор делает попытку найти новое приложение классической теории в современной практике и переформулировать ее положения для современной библиотечной деятельности с учетом информационных потребностей «поколения Z». По мнению автора, каждый из пяти законов Ранганатана можно интерпретировать в приложении к цифровой реальности. Так, первый закон, «книги предназначены для пользования ими», по мнению автора может означать сегодня примат содержания над носителем — независимо от формата представления, информация предназначена для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Второй и третий законы, «каждому читателю — его книгу» и «каждой книге — её читателя», превращаются в вовлеченность пользователя в информационную деятельность, когда активное участие создается удовлетворенностью пользователя информационно-поисковой системой, точностью и полнотой результатов поиска, сформированным информационно-поисковым поведением, представлением библиотеки о пользователях. Четвертый принцип «экономии времени читателя» означает сегодня необходимость количественного анализа информации на основании количественных, статистических, библиометрических, альтметрических, наукометрических методов; пятый же принцип, «библиотека является растущим организмом», утверждает необходимость освоения библиотеками новых ролей, в частности, поддержки обучения и образования во всех формах, онлайн и оффлайн.

  

УДК: 021 + 002.2

ГРНТИ: 13.31.07, 13.31.19, 13.31.35; 20.51

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.258

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/258

По итогам собственного исследования сотрудники Мичиганского университета Марк Макичерн (Mark MacEachern) и Сара Самуэл (Sara Samuel) опубликовали статью «Обеспечение воспроизводимости исследований в научных медицинских библиотеках» (Research Reproducibility Activities in Health Sciences Libraries). Было проведено 11 полуструктурированных интервью с библиотекарями, представляющими медицинские библиотеки США разных видов и различной принадлежности. На основе палеточного анализа выявлено восемь тем, относящихся к работе библиотекарей по обеспечению воспроизводимости исследований. Речь идет о сервисах обеспечения воспроизводимости исследований и доступа к исходным данным и связанной с этим работой в организации; организационном контексте и внутренних партнерских связях; системах оценки обеспечения воспроизводимости исследований и доступа к исходным данным (если такие системы существуют в организации); видении работы по обеспечению воспроизводимости исследований и доступа к исходным данным в библиотеках; рекомендациях другим библиотекам.

Понимание воспроизводимости научных исследований авторы основывают на определении, принятом Национальными академиями наук, инженерного дела и медицины (National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine (NASEM): «получение устойчивых результатов при использовании одних и тех же исходных данных, этапах и методах расчета и кодирования данных, а также одинаковых условиях анализа».

Опираясь на полученные данные, авторы обнаружили, что такая деятельность научных медицинских библиотек и библиотек системы здравоохранения редко описывается в названных терминах; чаще всего она скрыта за общим термином «сервисов данных». Эта работа в значительной степень зависит от специфики организации в целом, например, наличия партнеров и потребностей организации. Большая часть работы, связанной с воспроизводимостью исследований и обеспечению доступа к исходным данным, выполняется отдельными лицами или рабочими коллективами, которые занимаются управлением данными в целом. Поэтому перед библиотеками стоит задача – научить руководителей, ученых и исследователей, смотреть на библиотеку как на агента деятельности по обеспечению воспроизводимости исследований и доступа к исходным данным. В свою очередь, библиотекари должны научиться понимать ее организационный контекст, уметь выявлять релевантных партнеров внутри организации, моделировать деятельность по обеспечению воспроизводимости и доступу к исходным данным. Авторы приходят к выводу, что необходимы дополнительные исследования, которые помогут формировать политику управления и использования данных в рамках национальной системы здравоохранения.

  

УДК: 025.5:[026:61] + 001.814::002

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15.17

DOI: 10.7191/jeslib.650

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/650/