Catalogue and Index

 

Очередной, 206-й номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 13 апреля 2022 г., содержит обзор выступлений однодневной мини-конференции MDG 2021, которая прошла 8 декабря 2021 г. на платформе Zoom:

1. Хелен Уильямс (Helen Williams), менеджер по работе с метаданными библиотеки Лондонской школы экономики и политических наук, в докладе «Приключения Лондонской школы экономики и политических наук в стране Вики-данных: печали и триумфы в кроличьей норе» (LSE’s Adventures in Wikidata-land: tears and triumphs down the rabbit hole) рассказывает о работе своей команды по обмену контентом с Вики-данными —центральным хранилищем данных для проектов некоммерческого фонда Викимедиа. Автор делится своим видением процессов цифрового перехода и описывает работу в условиях пандемии, а также достижения и разочарования при создании новой сферы деятельности, которую она сравнивает с падением в кроличью нору и проникновением в другой мир.

2. Сара Теймер (Sarah Theimer), специалист по каталогизации и метаданным Университета Нью-Гэмпшира (США), в докладе «Правила открытой каталогизации» (Open Cataloging Rules, OCR) делится информацией о проекте по созданию кода совместной каталогизации. Проект инициирован специалистом по системам и метаданным Бард-колледжа (Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США) Эмбер Билли (Amber Billey) в 2019 г. с целью создания простых для понимания правил открытой каталогизации для библиотек. Проект является альтернативой стандарту описания и доступа к ресурсам в веб-среде RDA (Resource Description and Access) и призван стать простым, эффективным и бесплатным инструментом каталогизации. Все желающие приглашаются к обсуждению инициативы OCR в группе Google: http://opencatalogingrules.org.

3. Виктория Эдвардс (Victoria Edwards), аспирант Школы информации Шеффилдского университета (Великобритания), в докладе «Управление качеством библиографических метаданных для электронных книг в библиотеках высших учебных заведений Великобритании» (The quality management of bibliographic metadata for e-books in UK higher education libraries) освещает ключевые процессы каталогизации, реализуемые как библиотеками, так и поставщиками электронных книг, а также анализирует профессиональные отношения между этими участниками рынка. Электронные книги все чаще приобретаются большими партиями из тысяч наименований, что делает невозможным индивидуальную каталогизацию всех позиций. Проблема устраняется путем загрузки в систему управления библиотекой больших пакетов библиографических записей, но при этом качество метаданных зависит от поставщика. В своем докладе Виктория Эдвардс дает рекомендации по улучшению текущей ситуации, а также рассматривает теоретические аспекты управления качеством и концепцию ценности каталогизации.

4. Барбара Бэнд (Barbara Band), консультант по работе школьных библиотек, бывший президент Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP) и бывший председатель отделения Ассоциации школьных библиотек (SLA) в Центральном и Восточном Беркшире (Великобритания), в докладе «Дьюи – быть или не быть?» (To Dewey or not to Dewey) рассматривает некоторые уникальные проблемы, с которыми сталкиваются школьные библиотекари при каталогизации и классификации фондов. Автор отмечает, что школьная библиотека является для учащихся ступенькой к университетской библиотеке и помогает им приобрести библиотечные и исследовательские навыки, необходимые в высшем образовании. Каталогизация в школьной библиотеке не статична – она отражает меняющийся мир образования и постоянное изменение потребностей пользователей, и по мере роста и развития фонда библиотеки меняется система классификации.

5. Мартин Келлехер (Martin Kelleher), менеджер по работе с метаданными Ливерпульского университета (Великобритания), в докладе «Приглашаем всех объединить усилия!» (Calling all funnellers! A recruitment drive) призывает всех заинтересованных лиц принять участие в Программе корпоративного ведения авторитетного файла имен Библиотеки Конгресса США (Name Authority Cooperative Program, NACO) и стать членом группы по совместной работе с файлом. Автор отмечает, что эффективный способ расширить возможности библиотек и национального информационного ландшафта – стать частью международной системы по управлению метаданными.

6. Филип Китс (Philip Keates), старший советник по вопросам информации Кингстонского университета (Великобритания), представляет рецензию на книгу Ричарда Гартнера (Richard Gartner) «Метаданные в цифровой библиотеке: построение интегрированной стратегии с использованием XML» (Metadata in the Digital Library: Building an Integrated Strategy with XML). Автор рекомендует эту книгу, ее пошаговые рекомендации и реальные примеры в качестве идеального практического руководства как тем, кто занимается созданием цифровой библиотеки, так и любому библиотекарю, непосредственно работающему с метаданными. Во введении Ричард Гартнер пишет о том, что цифровая библиотека по-прежнему остается библиотекой, а правила, лежащие в основе теории библиотечного дела (например, "Пять законов библиотечной науки" Ранганатана), по-прежнему и в значительной степени применимы к цифровому миру. В книге подробно описываются основы метаданных и излагается терминология для дальнейшего использования; рассматривается применение в качестве рекомендуемого синтаксиса расширяемого языка разметки XML, и описаны инструменты для работы с ним; разбираются семантические стандарты (основное внимание уделяется Dublin Core, MARCXML и MODS). Стратегия, изложенная в книге, гарантирует, что метаданные цифровой библиотеки будут поддерживать все ее рабочие процессы, будут полностью совместимыми с другими данными, обеспечивая их долгосрочную сохранность.

Пять законов библиотечной науки — теория индийского мыслителя и библиотековеда Шиали Рамамрита Ранганатана, описывающая принципы функционирования библиотечной системы. Теория изложена в одноимённой монографии 1931 г. Пять законов библиотечной науки гласят:

1. Книги предназначены для пользования ими.

2. Книги предназначены для всех; или каждому читателю — его книгу.

3. Каждой книге — её читателя.

4. Берегите время читателя.

5. Библиотека — растущий организм.

  

УДК: 001.103.2:025.3

ГРНТИ: 20.19.15, 20.17.17; 13.41

 

Источник:

https://www.cilip.org.uk/members/group_content_view.asp?group=201298&id=989167