Journal of eScience Librarianship

 

В первом выпуске журнала опубликована статья Меган О’Донелл (Megan N. O'Donnell) и Кертис Бранди (Curtis Brundy) «Коллаборации для коллективного использования данных: выигрывают все» (Bringing All the Stakeholders to the Table: A Collaborative Approach to Data Sharing). Авторы являются сотрудниками Университета штата Айова в Эймсе (США). Они анализируют процесс распространения массивов данных в научно-исследовательском университете естественно-научного профиля. Для осуществления этого процесса внутри университета действует коллаборация различных подразделений. Согласно закону, принятому в США в 2011 г., научно-исследовательские организации, включая университеты, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять доступ к результатам своих исследований. В связи с этим университетская библиотека должна найти ответ на ряд вопросов: следует ли составлять отчетность по коллективно используемым данным? кто выстраивает соответствующую инфраструктуру? что делать с конфиденциальными и «чувствительными» данными? как долго их следует хранить? как финансируются эти процессы? В поисках ответа на эти вопросы авторы опираются как на собственный опыт, так и на методологию тематического исследования с изучением соответствующих документов и рабочих процессов. В Университете штата Айова была создана группа по коллективному использованию научно-исследовательских данных, деятельность которой осуществлялась по четырем направлениям — политика, системы и сервисы, научно-исследовательская деятельность и соответствие стандартам и характеристикам. В начале 2021 г. университетом официально были приняты рекомендации по коллективному использованию данных, в которых даны четкие разъяснения по таким вопросам, как права собственности на научно-исследовательские данные, их архивирование, передача, ответственность. Был разработан инновационный процесс распространения данных, который позволяет его участникам в рамках кампуса просматривать, принимать или отклонять данные, представленные для размещения в университетском репозитории. Главными участниками коллаборации являются ученые, руководители, ИТ-специалисты и библиотекари. Библиотеки играют троякую роль в процессе распространения [раскрытия] данных: во-первых, это управление рабочим потоком отчетности по предоставлению данных; во-вторых, обеспечение коммуникации с кампусом с целью информирования о целях и ценности процесса распространения данных; в-третьих, курирование данных перед публикацией с поиском потенциально чувствительной информации.

Полученные авторами данные позволяют им утверждать, что коллаборация с привлечением широкого круга участников, задействованных на протяжении всего жизненного цикла научно-исследовательских данных, прозрачность и инклюзивность процесса их распространения являются необходимыми условиями развития коллективного использования научной информации.

  

УДК: 027.7:001.83+004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1224

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/2/

В том же выпуске журнала опубликована статья «Должностные обязанности специалиста по данным в библиотеке и его взгляд на управление научно-исследовательскими данными» (Data Services Librarians’ Responsibilities and Perspectives on Research Data Management). Авторы — Брэдли Уэйд Бишоп (Bradley Wade Bishop), Эшли Орехек (Ashley M. Orehek), Кристофер Икер (Christopher Eaker), Плато Смит (Plato L. Smith). Данное исследование является частью серии работ, посвященных роли библиотекарей и перспективам развития сервисов управления научно-исследовательскими данными в высшем образовании. На основе анализа опыта специалистов определяются функции, которые выполняет библиотекарь в рамках реализации данного сервиса, а также возможности их совершенствования для удовлетворения потребностей академического сообщества. На базе предшествующих исследований авторы определяют контекст, в котором реализуются данные сервисы, а также очерчивают круг данных, которые понадобились им для качественного исследования должностных обязанностей специалистов и задач, которые они решают. Специалисты, принявшие участие в опросе, представляли 10 государственных и 10 частных университетов, вошедших в рейтинг лучших университетов США 2020 г. Им было задано 30 вопросов об их должностных обязанностях и перспективах управления научно-исследовательскими данными. Интервью были записаны и расшифрованы. Стенограммы подверглись анализу в NVivo с использованием методов обоснованной теории: открытого, осевого и избирательного кодирования. На основании ответов респондентов и синонимичных значений была проведена классификация и определены основные направления работы и развития данных сервисов. Построена матрица должностных обязанностей библиотечных специалистов по данным, на основании которой могут строиться дальнейшие исследования и учебные курсы, происходить специализация в профессиональной сфере. Эти обязанности включают в себя: поиск вторичных данных, анализ планов по управлению данными, осуществление информирования, обучение управлению научно-исследовательскими данными. В некоторых случаях к этим обязанностям относится также курирование данных и управление репозиторием организации. Результаты исследования могут оказаться полезными для подготовки библиотечных кадров, при приеме специалистов на работу, при решении задач управления научно-исследовательскими данными.

  

УДК: 023.5:027.7; 004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 14.35; 12.41.55

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1226

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/4/