International Journal of Librarianship

 

В очередном номере журнала опубликовано исследование Амелии Родарт (Amelia Rodarte) и Эбби Мор (Abby Moore) «Эффективность удаленной работы глазами специалистов университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Academic Librarians’ Perceptions of Productivity While Working from Home During the COVID-19 Pandemic), проведенное в форме опроса. Анкеты были разосланы по электронной почте членам Ассоциации библиотек колледжей и университетских библиотек США (Association of College and Research Libraries). Библиотечные сервисы в этих заведениях реализуются, как правило, в физическом пространстве библиотек, но с началом пандемии библиотекарям пришлось адаптироваться к новой рабочей среде с весьма ограниченной поддержкой других специалистов и преподавателей. В целях исследования предпочтение было отдано образовательным учреждениям с количеством студентов очной формы обучения не менее 15000 человек. Отмечается большой интерес библиотекарей к опросу. Было обработано 107 анкет, при этом получено еще 112 откликов из малых учебных заведений, которые в будущем также можно включать в подобные исследования. Для опроса был использован формат IWPQ (Individual Work Performance Questionnaire — анкета для определения индивидуальной производительности труда). Вопросы были сгруппированы по трем разделам: организация рабочего времени, профессиональная деятельность и развитие, а также контрпродуктивный стиль работы (контрпродуктивная деятельность). Приведены многочисленные количественные данные, в публикацию включены диаграммы и таблицы. Представлена история исследований по вопросу удаленной работы библиотекарей. Проведенное исследование показало, что большинство библиотекарей оценивает собственную работу в условиях локдауна как высокоэффективную, при этом их удовлетворенность работой напрямую зависит от ее эффективности. Данное исследование поможет формировать организационную политику библиотек с учетом возможности удаленной работы специалистов. Интересно будет также проследить, как возвращение к нормальному графику повлияет на производительность труда библиотекарей и их удовлетворенность работой.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77]

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.230

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/230

В том же номере журнала размещена статья Стэна Трембака (Stan Trembach) «Библиотечное обслуживание мультикультурных сообществ сквозь призму истории: обзор литературы» (Library Services to Multicultural Populations through the Lens of History: A Literature Review). В сегодняшних условиях глобализации и взаимозависимости библиотеки играют критическую роль в интеграции культурно и этнически многообразных сообществ через удовлетворение их культурных, социальных и, прежде всего, информационных потребностей. В публикуемом обзоре исследован вопрос исторического развития библиотечного обслуживания США, начиная с самого раннего, рекомендательного формата, и до современных форм библиотечной поддержки, доступной сегодня мультикультурным сообществам. Результаты поиска публикаций сгруппированы по нескольким большим темам: (1) проблемы, с которыми исторически сталкивались иммигранты в США; (2) роль публичных библиотек в культурной интеграции и адаптации таких пользователей; и (3) эволюция рекомендательного библиотечного обслуживания и его влияние на современные форматы культурной интеграции и адаптации, в том числе на работу региональных профессиональных библиотечных ассоциаций. Поиск публикаций осуществлялся в следующих базах данных: Library and Information Science Source (EBSCO), Academic Search Complete (EBSCO), LISTA (EBSCO), Education Source (EBSCO) и ProQuest Theses and Dissertations. В публикации анализируются вопросы библиотечной политики в отношении взаимодействия с мультикультурным сообществом, а также место данного массива исследований в формирующемся междисциплинарном дискурсе глобального гражданства. Представлена обширная библиография.

  

УДК: 021:[008:351.858]

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.259

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/259

Привлекает внимание статья Сиджи Джордж (Sigy George) «Новый взгляд на пять законов библиотечной науки Шиали Рамамрита Ранганатана» (Re-looking at S. R. Ranganathan's Five Laws of Library Science). Принципы, провозглашенные Ш.Р. Ранганатаном (1892–1972) в книге «Пять законов библиотечной науки», опубликованной в 1931 г., на протяжении всего прошедшего времени задавали векторы развития библиотековедения и служили фундаментом библиотечной профессии. Сегодня необходимо взглянуть на них по-новому, переосмыслив их универсальный характер в свете появления цифровых библиотек и развития науки, технологий и общества. Автор делает попытку найти новое приложение классической теории в современной практике и переформулировать ее положения для современной библиотечной деятельности с учетом информационных потребностей «поколения Z». По мнению автора, каждый из пяти законов Ранганатана можно интерпретировать в приложении к цифровой реальности. Так, первый закон, «книги предназначены для пользования ими», по мнению автора может означать сегодня примат содержания над носителем — независимо от формата представления, информация предназначена для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Второй и третий законы, «каждому читателю — его книгу» и «каждой книге — её читателя», превращаются в вовлеченность пользователя в информационную деятельность, когда активное участие создается удовлетворенностью пользователя информационно-поисковой системой, точностью и полнотой результатов поиска, сформированным информационно-поисковым поведением, представлением библиотеки о пользователях. Четвертый принцип «экономии времени читателя» означает сегодня необходимость количественного анализа информации на основании количественных, статистических, библиометрических, альтметрических, наукометрических методов; пятый же принцип, «библиотека является растущим организмом», утверждает необходимость освоения библиотеками новых ролей, в частности, поддержки обучения и образования во всех формах, онлайн и оффлайн.

  

УДК: 021 + 002.2

ГРНТИ: 13.31.07, 13.31.19, 13.31.35; 20.51

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.258

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/258