В декабре в журнале опубликован отчет Лизы Пит (Lisa Peet) об очередной Чарльстонской конференции, озаглавленный «Доступ со всех точек: Чарльстонская конференция 2022» (Access from All Angles: Charleston Conference 2022).

Чарльстонская конференция — ежегодное мероприятие для университетских библиотек и издательств, проводимое в Чарльстоне, шт. Южная Каролина, США. Конференция была основана в 1980 г. библиотекарем из Чарльстона Катиной Штраух (Katina Strauch). По ее задумке, это было мероприятие для тех, кто не мог позволить себе посетить ежегодную конференцию Американской библиотечной ассоциации. Конференция является одной из немногих масштабных библиотечных конференций в Соединенных Штатах, независимых от крупных профессиональных ассоциаций или торговых компаний.

Отчет касается тех мероприятий, которые посетили представители Library Journal. Между тем, он дает возможность составить представление о тематике и специфике мероприятия. В организационном плане конференция отличалась от всех предшествующих: она была не только гибридной, но и асинхронной. Оффлайн-заседания прошли 1-4 ноября 2022 г. в исторических отелях Чарльстона, шт. Южная Каролина, США, и общественном центре Гайар. Виртуальная конференция состоялась 14-18 ноября 2022 г. Такое разделение на два мероприятия, продиктованное опытом пандемийного периода, а также работа над технологическими решениями позволили всем без исключения участникам познакомиться со всем представленным очно контентом и принять участие в онлайновых заседаниях. После каждой виртуальной презентации участникам предоставлялась возможность присоединиться к дискуссии в Zoom. Всего в конференции приняли участие около. 2500 человек; 1467 из них нашли возможность присутствовать лично; виртуальных участников насчитывалось 956 человек. Тридцать один процент от общего числа участвовали в конференции впервые; 58% участников являются библиотекарями (остальные 42% — это издатели, книготорговцы, консультанты, студенты и пр.). Также Чарльстонскую конференцию посетили более 300 зарубежных участников. Одновременно с очными мероприятиями проходила выставка, на которой было развернуто 140 стендов.

Тематика оффлайн- и онлайновых мероприятий в преддверии ограничения бюджетов и пересмотра многих контрактов была сосредоточена главным образом на вопросах доступа: открытого доступа и открытых образовательных ресурсов, доступа к данным, необходимости равноправного доступа к научным данным и исследовательским материалам. Подчеркивалась роль международных договоров, обеспечивающих беспрепятственный доступ к информации самым разным группам пользователей: например, Марракешского договора, администрируемого Всемирной организацией интеллектуальной собственности, позволившего производить и распространять на международном уровне книги для незрячих и читателей с ограничениями по зрению; Сан-Францисской декларации об оценке научных исследований (San Francisco-based Declaration on Research Assessment, DORA) и проч.

Одним из аспектов свободы доступа к информации является свобода чтения: из полученных к ноябрю этого года 137 заказов с указанием на темы, запрещенные к обсуждению с учащимися, 39 относилось к колледжам и университетам (на 9 процентов выше, чем в 2021 г.), отметил представитель издательства SAGE, выступавший на заседании, посвященном роли библиотекарей в обеспечении интеллектуальных свобод.

Ряд дискуссий был посвящен переменам, связанным с пандемией и затронувшим одновременно библиотеки, академические издательства и книготорговые организации. Виртуальная сессия «Уроки COVID-19 и перезагрузка: настойчивость и развитие университетских библиотек» вышла за географические границы США. Оптимизм библиотек во время пандемии относительно роста доступности учебных материалов не во всем оправдан; с возвращением студентов в аудитории академические издательства вновь подняли цены. К числу новых проблем авторы относят потребность студентов, оказавшихся в вынужденной пандемийной изоляции в ответственный период взросления, в психологической и социальной поддержке.

Пандемия заставила по-новому взглянуть на роль библиотекарей в поддержке научных исследований, открытой науки. Формируются новые профессиональные компетенции, связанные с управлением данных, электронным библиотечным делом, что требует трансформации профессионального образования.

Участники указывали на возможность преодоления названных проблем и страха через выработку адекватной политики комплектования, которая должна приниматься совместно коллегами, профессорско-преподавательским составом, университетским сообществом и представлять самые разнообразные точки зрения и культуры.

Участники выразили свое согласие с тем, что библиотеки должны иметь четкую политику развития, защищать свои интересы, продвигать интеллектуальные свободы, поддерживать связи со своим сообществом. В случаях необходимости американские библиотеки могут получить поддержку у Бюро по интеллектуальным свободам Американской библиотечной ассоциации (ALA), Национальной коалиции против цензуры (National Coalition Against Censorship) и Союза против запрещения книг (Unite Against Book Bans). Автор напоминает также, что Бюро по интеллектуальным свободам ALA издает журнал по проблемам интеллектуальных свобод и конфиденциальности Journal of Intellectual Freedom and Privacy.

  

УДК: 021.1 + 025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31, 13.01.13; 20.15.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/access-from-all-angles-charleston-conference-2022