LIBER Quarterly

 

Со второго десятилетия 2000-х годов все большее число финансирующих организаций и издателей рекомендует исследователям составлять планы управления научными данными. Эта методика повышает целостность данных, надежность результатов, прозрачность процесса исследований и воспроизводимость исследований. Совместное использование научных данных позволяет избежать сбора дублирующих данных и находить решения сложных междисциплинарных проблем, таких как изменение климата или пандемия.

Руководитель группы анализа научных данных библиотеки Университета Турку (Финляндия) Юкка Рантасаари (Jukka Rantasaari) в статье «Коллективный тренинг по управлению научными данными как инструмент повышения качества, целостности, надежности и воспроизводимости результатов исследований» (Multi-Stakeholder Research Data Management Training as a Tool to Improve the Quality, Integrity, Reliability and Reproducibility of Research) рассказывает о том, как курс «Основы управления научными данными» за три года (2019–2021 гг.) помог повысить уровень компетентности докторантов и постдокторантов двух финских университетов. Этот курс был разработан и реализован в Университете Турку, а в 2020 г. был запущен и в шведскоязычном образовательном учреждении - Академии Або, втором по величине университете г. Турку.

Зачастую в вузах, занимающихся активной исследовательской работой, университетские библиотеки являются главными, а во многих случаях и единственными пропагандистами обучения работе с научными данными. Однако для планирования образовательного проекта «Основы управления научными данными» и преподавания был привлечен широкий круг экспертов – преподавателей различных факультетов университета, юристов, специалистов библиотек по работе с данными, по безопасности данных и по информационным технологиям. Содержание курса включало изучение некоторых этапов жизненного цикла данных, начиная с написания плана исследования и заканчивая совместным использованием и долгосрочным сохранением данных. Курс не охватывал анализ, визуализацию, очистку, объединение и программирование данных.

По результатам опросов, проведенных после прохождения курса, в среднем уровень компетентности респондентов (n=123) улучшился на один балл по четырехуровневой шкале: от «недостаточно компетентен» до «относительно компетентен». Участники сообщили, что, несомненно, тренинг изменит в будущем их практику планирования исследовательских проектов, сбора и организации данных, управление данными и документирование, а также их отношение к правовым вопросам и конфиденциальности данных. Отмечено, что целесообразно было бы представить юридические принципы и положения о конфиденциальности в виде инструкций с конкретными примерами. Наиболее востребованными темами являются метаданные и описание, культура конкретных дисциплин, а также резервное копирование, управление версиями и хранение. Кроме того, участники знакомятся с профессионалами в области поддержки академической и исследовательской деятельности, и наоборот: эксперты узнают о проблемах, с которыми сталкиваются молодые исследователи при применении RDM.

Автор статьи отмечает, что недостатком этого образовательного проекта является значительная административная нагрузка по координации обучения, что неизбежно для многопрофильной рабочей группы специалистов и преподавателей. Поэтому достижение консенсуса по целям обучения, методам преподавания и содержанию, практическим занятиям курса и срокам между всеми участниками учебного процесса имеет первостепенное значение.

  

УДК: 001.103+027.7:002.6

ГРНТИ: 20.23; 12.41.55; 20.19.15, 20.51, 20.15.31; 13.31.23

DOI: 10.53377/lq.11726

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11726