Technical Services Quarterly

 

В первом выпуске журнала Technical Services Quarterly в колонке «Онлайн-технологии» размещены две краткие публикации, посвященные веб-ресурсам по каталогизации.

В первой - Тамара Фульц (Tamara Fultz), сотрудница библиотеки Томаса Дж. Уотсона Художественного музея Метрополитен (Нью-Йорк, США), рассказывает об учебных модулях Программы совместной каталогизации Библиотеки Конгресса США по работе с редактором связанных данных Sinopia (LC-PCC Sinopia Training Modules). Этот редактор был разработан в рамках финансируемого грантом Меллона проекта «Связанные данные для производства» (https://ld4p.org) и предназначен для создания метаданных, в частности, с точки зрения описания ресурсов. Sinopia является веб-инструментом; предпочтительный браузер – Firefox. Учебные материалы, о которых идет речь в публикации, доступны на сайте Библиотеки Конгресса США: https://www.loc.gov/catworkshop/Sinopia-Training/index.html. Они состоят из девяти модулей, каждый из которых представляет собой презентацию в PowerPoint (последнее обновление – 9 марта 2021 г.). Для успешного обучения необходимы базовое понимание стандартов описания ресурсов и доступа (RDA), принципов связанных данных и модели данных для библиографического описания BIBFRAME.

Первые два модуля носят ознакомительный характер и учат ориентироваться в редакторе. В модуле 3 рассматривается поиск в Sinopia. В модуле 4 основное внимание уделяется вкладке «Шаблоны ресурсов» панели навигации Sinopia. Модуль охватывает шаблоны PCC, концепцию шаблонов, выбор соответствующего шаблона, навигацию по шаблону и типы данных, которые пользователи могут вводить в Sinopia. В модулях 5 и 6 более подробно рассматривается ввод данных с использованием литералов (текстовых строк) или поисковых данных (с использованием контролируемых словарей). В модуле 7 рассказывается, как пользоваться инструментами предварительного просмотра, сохранения и редактирования описаний ресурсов. В модуле 8 обсуждается создание связей между различными уровнями описания (произведение, экземпляр и элемент) или создание ссылок на связанные произведения, такие как роман и экранизация романа. Наконец, в модуле 9 описывается, как копировать существующие описания в Sinopia при каталогизации нового издания или переиздания.

Автор отмечает, что текущей версии редактора не хватает двух важных функций — возможности конвертировать описания Sinopia в машиночитаемую запись каталогизации (MARC) и копировать описания из внешних источников.

  

УДК: 025.355

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29; 19.31; 20.23, 20.51

DOI: 10.1080/07317131.2021.2011127

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011127

Вторая публикация, под авторством Катрины Кейф (Katrina Kaif) из Библиотечной системы округа Сомерсет (Бриджуотер, штат Нью-Джерси, США), посвящена веб-системе управления контентом CatalogIt.

Из-за повсеместного сокращения бюджета небольшие архивы, исторические общества и музеи не всегда располагают средствами на услуги специалиста по информационным технологиям для обслуживания баз данных. Такая проблема решается внедрением сетевых интегрированных библиотечных систем.

CatalogIt — это система управления контентом, которая дает возможность музеям, а также подобным учреждениям и отдельным коллекционерам курировать свои коллекции и размещать их в Интернете. CatalogIt появилась после того, как разработчик программного обеспечения Говард Берроуз (Howard Burrows) убедил археолога Дэна Раэля (Dan Rael) задокументировать его коллекцию артефактов коренных американцев. Не сумев найти подходящий продукт, Раэль и Берроуз создали систему CatalogIt и сделали ее доступной для частных коллекционеров в 2017 г. Сейчас CatalogIt используют более 1000 музеев и организаций и почти 3000 частных лиц по всему миру. Облачный сервис CatalogIt предлагает пользователям различные способы отслеживания поступлений, имеет систему абонемента, списаний, организации выставок и многое другое. Имеются бесплатные и платные варианты учетной записи. Доступ к CatalogIt можно получить через веб-интерфейс или приложение для Android и iOS. Запись для каждой единицы содержит ряд разделов и полей внутри них для описания артефакта: категория, этнография, альтернативные названия, размеры, детали, аксессуары, состояние, приобретение, происхождение, права, примечания и пр. Несмотря на то, что большинство клиентов CatalogIt являются частными коллекционерами, поля, представленные в каждой из записей, в большей степени знакомы архивариусам или музейным работникам, чем непрофессионалам.

  

УДК: 002.1-021.341+004.658

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29; 19.31; 13.51, 13.71

DOI: 10.1080/07317131.2021.2011137

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011137

Авторы из Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре Университета Луизианы в Лафайете (США) Джанель Зетти (Janelle Zetty) и Хизер Плезанс (Heather C. Plaisance) в статье «Взаимодействие различных подразделений при создании авторитетного заголовка: тематическое исследование» (Cross-Departmental Authority Heading Creation: A Case Study) предлагают нетрадиционные методы каталогизации для упрощения процесса создания авторитетных заголовков.

Отделы каталогизации и справочно-исследовательской службы Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре совместно создали авторитетные заголовки для авторитетного файла имен Библиотеки Конгресса. Основная цель проекта состояла в том, чтобы увеличить долю участия библиотеки в совместной программе Name Authority. Руководитель отдела каталогизации определил, для каких персоналий Луизианы необходимо создать авторитетные заголовки имен, и предоставил этот список сотрудникам справочно-исследовательской службы для изучения. После сбора биографической информации с использованием различных онлайн-ресурсов сотрудники службы загрузили собранные данные через форму Google. Затем эти данные были преобразованы из формата электронной таблицы в формат MARC с помощью пакета программного обеспечения для редактирования метаданных MarcEdit. После этого авторитетные заголовки для файла имен были отправлены в Библиотеку Конгресса.

Такие совместные проекты различных библиотечных подразделений имеют множество потенциальных преимуществ. Во-первых, они могут способствовать более активному участию в программе NACO, что снизило бы стоимость каталогизации материалов и расширило бы доступ к библиотечным фондам. Кроме того, проект Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре продемонстрировал существующие возможности для сотрудничества между различными службами библиотеки.

  

УДК: 025.355

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 19.31

DOI: 10.1080/07317131.2021.2011121

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011121

В своей статье «Низкий моральный дух и профессиональное выгорание в библиотеках» (Low Morale and Burnout in Libraries) Эдвард Коррадо (Edward M. Corrado) рассуждает о том, что в настоящее время профессиональное выгорание, стресс и низкий моральный дух являются серьезными проблемами работников всех типов библиотек. Пандемия COVID-19 только усугубила ситуацию. Руководство библиотек и библиотечный персонал должны признать это и сделать все возможное, чтобы этому противостоять. В статье раскрыты не только причины этого явления, но предложены некоторые способы борьбы с выгоранием и стрессом. В заключение автор предлагает уделить этой проблеме больше внимания и провести тематические исследования.

  

УДК: 023.4:159.944+159.944+028.2

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 15.81.49, 15.81.29, 15.41

DOI: 10.1080/07317131.2021.2011149

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011149