Специальный выпуск IFLA Journal посвящен проблемам библиотечного обслуживания и библиотек коренных народов. В редакторской статье, подготовленной Стивеном Стреттоном (Stephen Stratton), секретарем секции библиотек коренных народов IFLA, и Камиллой Каллисон (Camille Callison), председателем секции, заявлено, что главной целью данного подразделения IFLA является поддержка коренных сообществ и их культур, международное сотрудничество в сферах библиотечно-информационного обслуживания, культуры, знаний, науки, что отвечает потребностям коренных сообществ и задачам сохранения преемственности поколений, культуры и языков коренных народов мира. Секция поощряет усилия библиотек в данной области, обмен опытом, обучение, образование и исследовательскую деятельность, поэтому так важна коммуникация, коллективные проекты и сотрудничество с другими секциями IFLA, национальными библиотечными ассоциациями коренных народов, Международным библиотечным форумом коренных народов, специалистами, занятыми сохранением культурной памяти. Идея спецвыпуска журнала IFLA родилась в ходе Всемирного библиотечного и информационного Конгресса 2019 г. (Афины, Греция). Согласно определению ООН, впервые сформулированному Хосе-Мартинесом Кобо (José Martínez Cobo), коренными являются «народы, имеющие неразрывную историческую связь с землей, до вторжения колонизаторов, на территории которой они издавна проживали; считающие себя отличными от иных общественных групп, которые в настоящее время превалируют на этих территориях или на отдельных ее частях. Коренные народы, образуя на данный момент меньшую часть общества, стремятся сохранить, развивать и передать грядущим поколениям наследственные земли и свою этническую особенность, как основу будущего существования в качестве коренного населения, в соответствии с культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».

Хосе Мартинес-Кобо — эквадорский антрополог, дипломат, в качестве специального докладчика выступал в ООН по вопросам дискриминации коренного населения.

В редакторском вступлении очерчен круг проблем, исследуемых авторами выпуска: теоретические и методические вопросы, исторические аспекты, связанные с влиянием колонизации на систему знаний коренного народа, обеспечение доступа к цифровым коллекциям, библиотечное обслуживание, использование традиционных ценностных моделей в библиотечном обслуживании, безопасность и доступность культурного наследия, интеграция его в библиотечную сферу, сторителлинг, культурное наследие в пространстве публичных библиотек и т.д. Следует отметить географию представленных статей — от Канады, Латинской Америки, Судана, Нигерии до Южной Африки и Австралии. Аннотации к отдельным статьям выпуска представлены, в том числе, на русском языке.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1720/1/ifla-journal-47-3_2021.pdf

Автор Черн Лай Лью (Chern Li Liew) (Школа управления информацией, Университет Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия) представляет статью «Национальные институты по сохранению наследия: политика в сфере социальных сетей и управление рисками. Контент-анализ» (National memory institutions' social media policies and risk management: a content analysis). В современных дискурсах социальные сети воспринимаются организациями как некая возможность, которую необходимо использовать, но иногда и как риск, которого следует избегать или свести к абсолютному минимуму. Автор задается вопросом о том, как строится политика организаций по управлению рисками при взаимодействии с социальными сетями, каким образом происходит регулирование и управление этими процессами и связанными с этим практиками. В настоящее время отсутствует литература, посвященная управлению данными рисками в организациях, призванных сохранять культурную память (библиотеках, архивах, музеях, галереях), для которых, однако, взаимодействие с социальными сетями является необходимостью, продиктованной требованиями гражданского общества. В данном исследовании сделана попытка ликвидировать этот пробел. Названы потенциальные риски (юридические, репутационные, поведенческие) и стратегии их преодоления, принимаемые национальными институтами.

Данное исследование строится на обширном обзоре литературы и анализе политики управления рисками при взаимодействии с социальными сетями в различных сферах деятельности. На этой основе выявлены сопоставляемые характеристики. Названо восемь моделей политики, принятых национальными институтами по сохранению культурного наследия. В рамках контент-анализа определены 8 базовых направлений разработки стратегии организации и 36 характеристик, которые так или иначе должны быть приняты во внимание. К стратегическим направлениям относятся такие вопросы, как управление профилями, управление пользовательской аудиторией, правила использования, защита институциональных интересов, юридическая основа, цели, природа постов в сетях и информация, отсылающая к источнику. Обозначены проблемы в данной области, на которые будет направлено внимание будущих исследователей.

  

УДК: 004.773:316.77

ГРНТИ: 19.31; 13.31, 13.51, 13.71; 31.93.29

DOI: 10.1108/OIR-09-2020-0421

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-09-2020-0421/full/html

Статья Пийапат Джарусават (Piyapat Jarusawat) «Формирование культурного образовательного ресурса на основе потребностей общества» (Building a Cultural Learning Resource Based on the Community’s Needs) основывается на исследовании, посвященном изучению потребностей общества с целью формирования культурного образовательного ресурса королевского храма Ват Суандок, одной из буддистских святынь г. Чиангмай, Тайланд. Исследование построено на основе проведенных интервью, анализ которых основывался на концепции интерпретации культурного наследия, а также модели коммуникации Берло («источник-сообщение-канал-получатель», ИСКП). Выявлены потребности общества, классифицированные автором по 6 тематическим блокам: (1) личности, сыгравшие важную роль в истории королевского храма Ват Суандок; (2) выдающиеся произведения искусства и архитектуры; (3) религиозная святыня; (4) центр сообщества; (5) центр образования и туризма; и (6) культурные и образовательные ресурсы. Первые пять тем относятся к контенту культурных и образовательных ресурсов, шестая же охватывает рекомендации и элементы, необходимые и соответствующие культурному воспитанию, такие как целевая группа, тип, форма презентации. Благодаря этим ресурсам пользователи получают представление о культурном наследии своего сообщества и его важности, соответственно приобретая чувство принадлежности ему и ответственности за его сохранение и преумножение.

  

УДК: 008(593) + 002.1

ГРНТИ: 13.01.29; 20.15.17

DOI: 10.1515/libri-2023-0003

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2023-0003/html