Journal of Academic Librarianship

 

Статья Йингшен Хуана (Yingshen Huang), Эндрю Кокса (Andrew M. Cox) и Джона Кокса (John Cox) «Искусственный интеллект в стратегии университетских библиотек Великобритании и континентального Китая» (Artificial Intelligence in academic library strategy in the United Kingdom and the Mainland of China) характеризует развитие этой тенденции в названных странах. Данные для исследования получены на базе стратегических документов лучших, согласно мировому рейтингу университетов QS, университетов Великобритании и Материкового Китая, 25 британских и 25 китайских. Временные рамки, заданные стратегическими программами этих вузов, различны — от 4 до 10 лет, в среднем, 4-6 лет. Они различаются также степенью детализации: от концепции до подробных планов. Из представленных документов стратегические планы 38 университетов приняты после 2020 г., поэтому можно предположить, что они отражают текущий взгляд на ИИ, сложившийся после определения национальной политики двух стран. Авторы осуществили контент-анализ упомянутых стратегических планов с подсчетом частотности употребления слов, связанных с ИИ. Согласно результатам исследования, слова «искусственный интеллект/машинное обучение» упомянуты в стратегических планах 24 университетов, из которых 3 находятся в Великобритании, а 21—в Китае; всего количество слов, связанных с ИИ в этих документах, составляет 171; 3% (5 упоминаний) которых относятся к британским университетам, а 97% (165 упоминаний) — к китайским. Несмотря на то, что некоторые библиотеки внедрили какие-то так называемые «умные» или «интеллектуальные» приложения или приложения, основанные на технологиях ИИ, в большинстве библиотек это не составляет пока стратегическую повестку. Сдержанное отношение библиотек к ИИ оценивается авторами как оптимальное. Библиотека, будучи функциональным подразделением университета, обязана выбирать жизнеспособные и обоснованные технологические решения, отвечающие ее роли, и не может следовать всем подряд модным новшествам. Если новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, обработка естественно-языковых текстов, могут способствовать достижению целей или повысить эффективность работы библиотеки, тогда активное освоение этих технологий оправдано.

  

УДК: 004.8:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102772

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001118

В статье Сьярани Нур Азиза (Syahrani Nur Azizah) и Рахми (Rahmi) «Ресурсы и сервисы для пользователей с ограничениями по зрению с позиции университетского библиотекаря» (Academic librarian perceptions of facilities and services for persons with visual impairments) речь идет о лицах с ограниченными физическими возможностями, которым университетская библиотека как информационный центр обязана предоставить все доступные средства и сервисы для получения информации и знаний. В рамках исследования проанализировано то, как университетские библиотекари воспринимают названные ресурсы для лиц с нарушениями зрения. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2022 г. на базе Университета Х Индонезии и трех библиотек (факультетов стоматологического, здравоохранения и компьютерных наук). Данные собирались по трем методикам: наблюдение, интервью, документальный анализ. Проведены интервью с 10 респондентами: руководителем библиотеки, библиотекарями, специалистами по обслуживанию и самими читателями данной категории. Был применен метод направленного дискурсного анализа; вопросы интервью были сгруппированы по 12 концептуальным темам: социализация, физический доступ к библиотечным зданиям и средствам, доступность и адекватность разнообразия медийных коллекций и вспомогательных технологий, доступность сервисов и программ, заинтересованные стороны, формулировка политики, фонды и коллекции, разнообразие и инклюзивность в обучении, технологии, информационные технологии, учебная программа и проч. Исследователи обнаружили недостаточность средств и необходимых инструментов, предназначенных для лиц с нарушениями зрения. Отмечено отсутствие сотрудничества между университетскими библиотеками, подразделениями, отвечающими за работу со студентами с ограниченными возможностями и самими студентами, что в целом влияет на то, насколько информировано руководство библиотеки и ее специалисты о проблемах и потребностях этой категории пользователей. Исследователи заключают, что недостаточная доступность библиотек и их политика в отношении лиц с нарушениями зрения и отсутствие взаимодействия со специализированными подразделениями указывают на неопределенность роли библиотекаря, работающего со студентами рассматриваемой категории.

  

УДК: 024:364.65-056.262

ГРНТИ: 13.31.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102791

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001301

Актуальная тема поднята в статье Венеции Джианнокули (Venetia Giannakouli), Эфитисии Враймаки (Eftichia Vraimaki), Александроса Кулуриса (Alexandros Koulouris), Дионисиса Коккиноса (Dionysis Kokkinos), Димитроса Куиса (Dimitrios Kouis), Константиноса Киприаноса (Konstantinos Kyprianos) и Иоанниса Триантафилу (Ioannis Triantafyllou) «Как университетские библиотекари борются со студенческим плагиатом» (How academic librarians combat student plagiarism). Плагиат — серьезное нарушение академической этики, и университетские библиотеки способны играть важную роль в борьбе со студенческим плагиатом на пути к академической добросовестности. В исследовании, проведенном на базе государственных университетов Греции, был применен количественный метод поперечных срезов. Первичные данные были собраны онлайн в рамках структурированного анкетирования. Библиотечные специалисты указали на разновидности студенческого плагиата, его формы и факторы, при этом они подчеркивали разницу между намеренным и ненамеренным плагиатом. Среди причин, побуждающих учащихся к плагиату, были названы: (1) проблемы с владением иностранным языком; (2) жесткие временные рамки, отсутствие навыков эффективного управления временем тайм-менеджмента; (3) академический график, загрузка учащихся; (4) отсутствие или недостаточность представлений о том, что есть плагиат; (5) отсутствие последствий и штрафов за плагиат, нормативных положений, политики академических организаций; (6) отсутствие адекватных навыков подготовки научных работ, в том числе использования источников, цитирования, оформления ссылок и отсылок, перефразирования, исследовательских публикаций, реферирования и критического мышления; (7) неэффективное управление исследовательским процессом; (8) чрезмерное стремление к академическим успехам и хорошим оценкам; (9) отсутствие уважения к правилам и требованиям, отсутствие интереса к учебной программе; (10) личностные факторы, такие как негативное отношение студентов к преподавателям или отдельной дисциплине; (11) факторы, относящиеся к личности самого студента, его культуре, ценностям и установкам; (12) искушение, связанное с простотой получения информации. Была разработана пятифасетная концептуальная модель работы библиотеки по противостоянию плагиату и его предотвращению.

Результаты исследования показали, что библиотекари активно осуществляют деятельность по повышению осведомленности о данной проблеме, осуществляют обучение, поддержку и консультирование. Наиважнейшей целью авторам представляется вклад библиотек в разработку общеуниверситетской стратегии в отношении плагиата. Авторы подчеркивают, что библиотекари недооценивают эффективность взаимодействия с другими участниками академического сообщества. Анализ различий, связанных с демографическим фактором, показал, что лица с более высоким уровнем образования больше склонны принимать на себя различные роли и быть вовлеченными в деятельность, связанную с противодействием плагиату.

  

УДК: 027.7(495):025.5 + 347.78.031-049.65

ГРНТИ: 13.31.35; 10.35.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102785

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001246

Эмили Рид (Emily Reed) и Брендан Джонсон (Brendan Johnson) опубликовали статью «Современное влияние теории культурного капитала на университетские библиотеки и потенциал ее применения: обзор литературы» (Overview of cultural capital theory's current impact and potential utility in academic libraries). Цель обзора — познакомить специалистов и руководителей университетских библиотек с теорией культурного капитала Пьера Бурдьё (Pierre Bourdieu). Теория культурного капитала родилась на стыке социологии и теории образования. Люди обладают культурным капиталом в различной степени, в зависимости от их доступа к культурным ресурсам, участия в культурной деятельности и признания их культурным сообществом. Теория культурного капитала подразумевает, что люди могут приобретать культурный капитал в определенных его формах, а те, кто преуспевает в этом, повышают свой социальный статус.

Пьер Бурдьё (1930-2002) — французский социолог, этнолог, философ и политический публицист, один из наиболее влиятельных социологов ХХ века. В своей работе 1986 г. «Формы капитала» французский социолог Пьер Бурдьё разделил культурный капитал на три типа: воплощенный, институционализированный и объективированный.

Воплощенный капитал мы приобретаем в процессе социализации и образования в течение определенного периода времени, что отражается в наших манерах и приобретенных навыках.

Институционализированный культурный капитал — это признанная форма культурного капитала, то, что может быть сертифицировано, например, степень, которой мы обладаем, ранг или должность. Это измеряемый аспект культурного капитала.

Третья форма капитала, объективированный или овеществленный капитал — это отражение материальных вещей, которыми мы обладаем, например, бренды или учебные заведения, которым мы отдаем предпочтения. Часто это определяет наше экономическое положение в обществе и помогает нам сохранять это положение, поскольку оно может передаваться из поколения в поколение, воспроизводя таким образом неравенство в обществе.

Университетские библиотеки естественным образом являются источником приобретения культурного капитала, и многие из них имеют установку на помощь в приобретении этого капитала различными группами учащихся. Авторами предпринят обзор профессиональной литературы в сфере библиотековедения и информатики, позволивший выявить статьи, посвященные вопросам культурного капитала в их связи с проблемами образования, деятельности библиотек и формирования информационной грамотности и цифровых компетенций. В рамках ряда поисковых стратегий были выявлены публикации, затрагивающие данную тематику. Большая часть литературы обнаружена методом предметного поиска и поиска по ключевым словам в научных базах данных, таких как Library & Information Abstracts (LISA), Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA), Library Literature & Information Science, Scopus и Web of Science. При помощи инструмента Scopus CiteScore осуществлен поиск по словосочетанию «культурный капитал» в семи журналах, которые поиск выдавал наиболее часто, а именно: Journal of Librarianship and Information Science, Library and Information Science Research, Journal of Academic Librarianship, College and Research Libraries, Library Quarterly, Communications in Information Literacy и Library Management.

Изначально предполагалось включить в обзор лишь журнальные статьи, однако в конечном итоге анализу подверглись также несколько книг, главы из книг, доклады. Было отобрано 110 источников, из которых 99 составляли журнальные статьи.

Авторы анализируют направления формирования культурного капитала, по которым библиотеки имеют возможность оказывать влияние, такие как образовательная деятельность, обеспечение академической успеваемости, работа с целевыми группами, читательское поведение и книги, оцифровка коллекций и сервисов, продвижение овеществленного капитала через ресурсы, формирование воплощенного капитала через образовательные мероприятия и программы. Названы категории читателей университетской библиотеки, которые безусловно выиграют от реализации стратегии формирования культурного капитала.

Авторы заключают, что теория культурного капитала недостаточно представлена в библиотековедческой литературе, между тем обращение к ней университетских библиотек может положительно сказаться на обслуживании студенческой аудитории. Намечены направления будущих исследований.

  

УДК: 021.1 + 027.7

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102782

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001210