Journal of Librarianship and Information Science

 

Википедия (Wikipedia) — информационный ресурс, более чем популярный у учащихся высших учебных заведений; при этом считается, что преподаватели вузов не доверяют ему как источнику знаний. Авторы статьи «Википедия в академии: модели использования и восприятие профессорско-преподавательским составом вузов» (Wikipedia and academia: University faculty patterns of use and perceptions of credibility) — Амара Малик (Amara Malik) Мухаммад Рафик (Muhammad Rafiq) и Халид Махмуд (Khalid Mahmood Mahmood) — решили проверить, так ли это и как на самом деле профессорско-преподавательский состав воспринимает, использует Википедию и насколько ей доверяет. Проведено анкетирование 257 представителей университетов, отобранных по методу случайного систематического выбора. Анализ полученных данных показал, что преподаватели университетов используют Википедию во многих целях: как в учебных и исследовательских, так и в досуговых. Они считают Википедию полезным и надежным источником информации и положительно настроены по отношению к проекту. В целом, результаты исследования свидетельствуют о довольно позитивном восприятии преподавателями возможностей использования, пользы и качества информации, представленной в данном ресурсе. Кроме того, исследование показало, что профессорско-преподавательский состав пытается интегрировать ресурс Википедии в учебно-образовательный и научно-исследовательский процессы, разрешая студентам обращаться к ресурсу и цитировать представленную в нем информацию, при этом обучая их критическому и грамотному использованию при поиске, сборе и анализе информации. Тем не менее, авторы подчеркивают необходимость перехода от пассивного потребления информации к активному созданию контента Википедии, подготовке, редактированию, дополнению ее статей. Настоящее исследование призвано углубить понимание содержательности, релевантности и надежности информации в восприятии профессорско-преподавательского состава вузов развивающейся страны (в данном случае, Пакистана) и мира в целом.

  

УДК: [030:004.774]:001.1 + 001.102

ГРНТИ: 20.17.15, 20.23.17

DOI: 10.1177/09610006231190652

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231190652

Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686

Специалистам библиотечного дела и широкому кругу читателей будет интересно познакомиться с публикацией Джаваида Ахмада Вагая (Javaid Ahmad Wagay) и Саурабха Дутты (Saurabh Dutta) «Книга Эндрю Петтегри и Артура дер Ведувена «Библиотека: хрупкая история. Обзор»» (Book review: Andrew Pettegree and Arthur der Weduwen, The Library: A Fragile History). Это, по мнению авторов рецензии, выдающееся издание [Pettegree Andrew and Weduwen Arthur der. The Library: A Fragile History. New York: Basic Books, 2021; 528 pp. ISBN 9781541600775] знакомит читателя с богатой и разнообразной историей библиотек и их ролью в сохранении и передаче знаний. Оно позволяет увидеть ценность библиотек как хранилища знаний, их трансформирующее воздействие на общество и влияние на них различных исторических процессов. Книга построена на основе скрупулезной исследовательской работы и разнообразия документальных материалов. Авторы книги, Петтегри и дер Ведувен, демонстрируют исключительную компетентность, широту знаний и энтузиазм.

Эндрю Петтегри (Andrew Pettegree) — профессор истории в Университете Сент-Эндрюса (Шотландия, Великобритания), автор исследований «Европа XVI века» (2002), «Реформация и культура убеждения» (2005) и «Книга в эпоху Возрождения» (2010). Артур дер Ведувен (Arthur der Weduwen) — автор книги «Голландские и фламандские газеты семнадцатого века, 1618-1700», опубликованной в 2017 г. в двух томах. Исследователи подготовили ряд совместных работ, посвященных издательской индустрии Нидерландов, происхождению рекламы и новостей, бизнеса и общественной информации. На русском языке издан их труд «Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе» (М.: АСТ, 2021. ISBN -978-5-17-127024-7).

Сжатость повествования позволяет окинуть взглядом практически всю историю книжных собраний. Авторы не обходят вниманием историю книги — глиняные таблички, папирус, пергамент, рукописные книги и, наконец, печатные издания. Они демонстрируют, как и почему принимались те или иные решения, позволившие сохранять информацию в ее физических форматах, и освещают функциональные характеристики этих форматов. Они привлекают легенды и нарративы, говорят о личностях, институтах и событиях, формировавших библиотеки как хранилища знаний и очаги культуры. Повествовательный характер книги напоминает исторический жанр, столь популярный в конце XIX- XX вв. В книге упоминается немало исторических персонажей, любителей древностей и филантропов, создававших величайшие книжные коллекции мира, отражен расцвет и закат модных течений и вкусов, описаны преступления и авантюры, на которые решались в погоне за редкими и ценными манускриптами. Красной нитью через все повествование проходит авторская мысль о том, что перед лицом истории библиотеки никогда не были неуязвимым, постоянным и неизменным институтом. Книга разбита на шесть частей, организованных как хронологически, так и в значительной мере тематически, и подробно охарактеризованных рецензентами.

Тематический и временной охват, повествовательность, компетентность авторов, документальность, — все это делает книгу полезной и интересной как библиотечным специалистам, так и обычным читателям. Книгу можно использовать как вспомогательный источник в рамках учебных курсов, посвященных истории книги и библиотек.

  

УДК: 02(091) + 002.2 + 09(091)

ГРНТИ: 13.31.09, 13.41.09

DOI: 10.1177/09610006231190132

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231190132