Journal of Academic Librarianship

 

В первом выпуске за 2023 г. журнала опубликована статья «Восприятие, использование и потребности в библиотечных ресурсах и услугах профессорско-преподавательского состава государственного исследовательского университета» (Faculty perceptions, use, and needs of library resource and services in a public research university). Авторы — Юнг Ми Скулас (Jung Mi Scoulas) и Сандра

• Есть ли статистически значимая разница между восприятием важности библиотечной поддержки преподавания и исследовательской деятельности представителями 5 научных дисциплин?

• Каковы различия в восприятии важности библиотечных ресурсов для преподавания и для исследовательской работы; как изменялось это восприятие со времени проведения предшествующих опросов профессорско-преподавательского состава (2017 и 2019 гг.) в сравнении с результатами опроса 2022 г.?

• Каковы варианты информационно-поискового поведения профессорско-преподавательского состава?

• Каким образом необходимо совершенствовать библиотечные ресурсы и сервисы в поддержку задач, решаемых профессорско-преподавательским составом (обучение, клиническая практика, научно-исследовательская деятельность)?

Исследование проводилось на базе Университета Иллинойса в Чикаго, единственного исследовательского университета штата. Всего в 16 колледжах вуза обучается 33000 студентов (22000 студентов бакалавриата, 11000 магистрантов и студентов специалитета). Результаты исследования показали, что онлайновые журналы, базы данных и межбиблиотечный абонемент (МБА) считаются большинством преподавателей наиболее важными ресурсами с точки зрения их преподавательской и научно-исследовательской деятельности и клинической работы. Кроме того, представители общественных дисциплин считают помощь отраслевого библиотекаря более важной, чем представители физических наук. Тремя главными стратегиями, к которым прибегают преподаватели, столкнувшись с недоступностью публикации в университетской библиотеке являются поиск бесплатной онлайн-версии, получение ее по МБА или через Google Scholar. Результаты исследования помогут университетским библиотекам лучше понять потребности научно-исследовательского сообщества. При регулярном проведении подобного опроса можно отслеживать изменения и осуществлять стратегические перемены, касающиеся библиотечных ресурсов и сервисов. Представлен обширный статистический материал.

  

УДК: 027.7(737.311.2)+025.5:378.4(737.311.2)

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15.31; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102630

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200146X

Во втором выпуске журнала за этот год опубликована статья ««Большая пятерка» личностных черт и намерения университетских библиотекарей в отношении обмена информацией» (Big Five Personality Traits and Knowledge Sharing Intentions of Academic Librarians). Авторы — Азим Акбар (Azeem Akbar), Амара Малик (Amara Malik) и Ношин Фатима Варрайх (Nosheen Fatima Warraich). Для организаций, предоставляющих доступ к источникам знаний, способность специалистов делиться знаниями крайне важна; она позволяет творчески реализовывать профессиональную миссию и повышает эффективность работы такой организации. К пяти основным личностным характеристикам, или к «большой пятерке» относят экстравертность, открытость опыту, уступчивость, добросовестность и невротизм. Эти характеристики поддаются измерению и в разной степени присущи любой личности. «Большая пятерка» личностных черт широко используется как модель для понимания взаимосвязи между личностью и академическим поведением, в представленном исследовании — поведением библиотекарей, поддерживающих академическую деятельность. Данное обзорное исследование построено на количественной модели; параметры оценки намерений в отношении обмена знаниями выработаны авторами с опорой на существующую литературу по данному вопросу. Опрос проведен среди специалистов библиотечно-информационного профиля университетских библиотек провинции Хайбер-Пахтунхва, Пакистан. Для сбора данных был использован метод выборочной переписи, и всего в обработку принято 103 правильно заполненные анкеты. В целом, результаты анализа показали, что уступчивость, доброжелательность и открытость положительно влияют на стремление библиотекарей к обмену знаниями, а невротизм влияет на эти намерения отрицательно. При этом добросовестность и экстравертность оказались в этом смысле малозначимыми характеристиками. Из пяти названных черт открытость опыту (подразумевающая изобретательность, любопытство) является, вероятно, самой главной чертой, поддерживающей стремление университетского библиотекаря к обмену знаниями. Открытые люди интеллектуальны, любопытны, креативны, проявляют гибкость мышления, способны к инновациям. Уступчивость (доброжелательность) также положительно влияет на обмен знаниями, тем более что это весьма эффективный фактор, влияющий на сплоченность коллектива и качество предоставления услуг пользователям (справочно-информационное обслуживание, абонемент и т.п.). В практическом применении результаты исследования говорят о необходимости учитывать личные характеристики библиотекарей как при формировании команд и коллективов, так и при распределении задач. Анкета, предложенная университетским библиотекарям, представлена в приложении.

  

УДК: 027.7:023.4/.5:159.923(549.1)

ГРНТИ: 15.81.49; 13.31.35; 15.41.39; 20.15.31; 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102632

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001483

В статье «Сбор публикаций в репозитории организации из баз данных Scopus, Web of Science, Dimensions и Unpaywall с использованием кастомизированного сценария языка программирования R» (Harvesting publication data to the institutional repository from Scopus, Web of Science, Dimensions and Unpaywall using a custom R Script) Юрьо Лаппалайнен (Yrjo Lappalainen) и Никеш Нарайанан (Nikesh Narayanan) рассказывают об опыте репозитория ZU Scholars Университета Зайда (Дубаи, ОАЭ). Институциональные репозитории повсеместно архивируют результаты научных изысканий, что позволяет ученым обнаруживать их с большой эффективностью. Однако несмотря на весь их потенциал, достаточно изученный и часто обеспеченный возможностями маршрутов золотого и зеленого открытого доступа, институциональные репозитории часто ограничены в росте и устойчивости рабочих потоков сбора контента. Организации пытаются разрабатывать самостоятельно, и часто довольно успешно, такие рабочие процессы, как институциональный мандат открытого доступа, самоархивирование работ в институциональной библиотеке, полностью автоматический или частично автоматизированный сбор контента и интеграция репозиториев и систем учета проводимых исследований.

Мандат открытого доступа — политика, принятая исследовательским учреждением, спонсором научных программ или правительством, которая требует или рекомендует исследователям публиковать и реферировать их статьи или доклады в режиме самоархивирования предварительных версий этих работ, прошедших экспертную оценку, в институциональном или отраслевом репозитории («зеленый открытый доступ») или в журнале открытого доступа («золотой открытый доступ») или одновременно в обоих.

В конце 2021 г. Университет Зайда запустил институциональный репозиторий ZU Scholars. С самого начала для пополнения репозитория данными о публикациях из баз данных Scopus, Web of Science, Dimensions и Unpaywall был внедрен полуавтоматический процесс управления потоком документов с использованием кастомизированных решений на языке программирования R. Полнотекстовые публикации по лицензиям Creative Commons добавляются в репозиторий автоматически. В представленной статье описан процесс сбора и конвертации данных, его нынешние ограничения и планы разработчиков на будущее. Авторы приходят к выводам о том, что внедрение автоматизированных рабочих потоков способствует увеличению количества записей в институциональных репозиториях и росту объема контента открытого доступа, выявлению и импорту в институциональный репозиторий полнотекстовых записей под лицензиями Creative Commons, а язык программирования R хорошо подходит для сбора и обработки данных о публикациях из различных источников. Также авторы рассматривают аналогичные проекты в контексте проблемы сбора данных для институциональных репозиториев.

  

УДК: 001.103.2:004.434R:378.4(536.2)+004.22.072.4.057.8(536.2)+004.738(536.2)

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.33

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102653

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001690