Journal of Information Literacy

 

В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3

В том же номере журнала Джейн Хаммонс (Jane Hammons) из Университета шт. Огайо, США, публикует исследование, построенное на анализе тематических публикаций и озаглавленное «Модель информационной грамотности с ориентацией на потребности преподавательского состава. Обзор публикаций по проблеме повышения квалификации преподавателей» (The faculty-focused model of information literacy. Insights from the faculty development literature). В модели информационной грамотности (ИГ), ориентированной на профессорско-преподавательский состав (которую описывают иногда как задачу «научить учителя»), библиотекари играют ключевую роль и отдают этой работе значительную часть своего времени. Условием принятия данного подхода является доказанная эффективность такого обучения и позитивные перемены в образовательном процессе, затрагивающие как преподавателей, так и учащихся. Автор рассматривает тематическую литературу с точки зрения потенциала реализации подхода, ориентированного на преподавательский состав образовательного учреждения, в области информационной грамотности. Кроме того, в рассмотренной литературе автором выделены такие вопросы, как подготовка, опыт, личностные качества библиотекарей, осуществляющих такое обучение. Публикации первоначально отбирались с использованием сервисов EBSCO Discovery и Google Scholar, а затем к выборке были добавлены последние публикации из журналов, посвященные проблемам повышения квалификации преподавателей вузов To Improve the Academy, International Journal for Academic Development и Journal of Faculty Development. Анализ показал, что модель обучения ИГ с фокусом на преподавательскую аудиторию способствует внедрению обучения ИГ в академические программы, а также утверждению ключевой роли библиотекарей на этом направлении. Однако вместе с тем выявлены проблемы, связанные со статусом и идентичностью библиотекаря-преподавателя и оценкой результатов его труда. Исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований модели «научить учителя» и будущего ИГ.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 20.01.04; 14.37.27; 13.31.16

DOI: 10.11645/16.2.3222

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-2

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1